Природа и фантазия

Портал педагога

Автор: Алиханова Мира Гаджиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: РГКУ “Государственный Республиканский детский дом”
Населённый пункт: КЧР, г. Усть-Джегута, мкр. Московский
Наименование материала: Статья
Тема: Природа и фантазия
Дата публикации: 26.11.2016
Раздел: среднее образование

Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской республики

РГУ «Государственный Республиканский Детский Дом для детей-сирот и

детей, оставшихся без попечения родителей»

Практическая деятельность по обобщению и

распространению собственного опыта воспитателя

Алихановой Миры Гаджиевны

Природа и фантазия.
«Свой идеал я вижу в том, чтобы буквально каждый ребенок увидел прекрасное, остановился перед ним в изумлении, сделал прекрасное частицей своей души…»
В. А. Сухомлинский.
Эти слова замечательного педагога стали эпиграфом к моей творческой работе по обобщению опыта работы с природным материалом. Сказочна и прекрасна природа – неисчерпаемый источник эстетических чувств и переживаний. Общение с ней обогащает ребенка, учит наблюдать и замечать красоту, удивляться и радоваться, а сам природный материал является отличным побудителем развития фантазии и воображения. Поделки из него могут стать забавным сувениром, украсят интерьер, внесут в дом тепло и уют. Работа с природным материалом не только пополняет знания и трудовые умения ребенка, но и положительно влияет на формирование основ его личности, правильного отношения к природе и к окружающему миру. Опыт моей работы показал, что через работу с природным материалом можно решить многие воспитательные, познавательные и развивающие задачи воспитания. Привитие радости созидания – основная идея моей работы с детьми. Общение с природой дает детям возможность получать незабываемые впечатления. Ведь переживание ребенком чувства красоты прокладывает тропинку к его сердцу. А наслаждение прекрасным в процессе созидания или творчества может перейти в устойчивое стремление, в цель деятельности. Работая с природным материалом, дети обретают как бы второе зрение: в каждом цветке, травинке они учатся видеть неповторимую красоту окружающего мира. А почувствовав себя частицей прекрасной и вечной природы, они по-новому, более эмоционально, сердечно начинают воспринимать ее, бережно к ней относиться. Работать в соавторстве с великой и доброй художницей, Природой, – огромное счастье. Она щедро одаривает творца поистине неисчерпаемым количеством растений, природным материалом с разнообразнейшими формами, цветовыми оттенками. Способность понимать, чувствовать прекрасное является не только определенным критерием, показателем уровня развития ребенка, она
выступает стимулом для развития его собственных творческих способностей. И счастлив тот человек, который детское восприятие мира сумеет пронести через всю жизнь, не растеряв этот прекрасный дар – видеть всю красоту, уметь радоваться ей, стремиться создавать ее своими руками. Эстетические отношения человека к миру охватывают все, с чем ему приходится соприкасаться, явления природы, произведения искусства. Целью моей творческой работы по изготовлению поделок из природного материала является формирование у воспитанников основ целостного эстетического мировоззрения, развитие творческих способностей учащихся посредством различных видов прикладного творчества и создание творческой с а м о р е а л и з а ц и и л и ч н о с т и р е б е н к а , р а з в и т и е т р уд о л ю б и я , целеуст ремленно сти, усидчиво сти, аккуратно сти, п о о щ р е н и е любознательности, фантазии, воображения, воспитание любви к природе родного края и бережное отношение к ней. Поделки из природного материала тренируют мелкую моторику, улучшают гибкость и ловкость пальчиков. В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей дарования детей на кончиках пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности в движениях руки, тем тоньше взаимодействии руки с орудием труда, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Дети учатся творить и вдеть прекрасное вокруг себя. В нашей творческой мастерской мы стараемся использовать в своей работе рисунок, декоративно- прикладное искусство, склеивание, лепку, аппликацию, оригами. Кроме природного материала при изготовлении поделок мы используем некоторые строительные материалы. Например, потолочную плитку, палочки для мороженого, любые цветные нитки, из которых составляются картины. Ручной труд по изготовлению поделок может быть индивидуальным и коллективным. Коллективный труд приносит детям большую радость своей слаженностью, организованностью. Во время работы дети рассматривают образец, анализируют его структуру, способы изготовления, затем начинают работу по заданию или по собственному замыслу. В целях развития эстетического вкуса и образного представления об окружающем мире, художественно-творческих способностей детей, привития любви к природе, проводятся выставки поделок. Так, нашими детьми были изготовлены аппликации из сухих листьев, из шишек, каштанов к выставке «Золотая осень», «Зимушка зима», «Весна красна». Наши работы были представлены в МОУ гимназия № 4, в Доме культуры, в г. Черкесске на благотворительной акции «Мы вместе». В рабочей комнате у нас постоянно действующая выставка детских работ. Дети видят результаты своего труда, сравнивают,
обсуждают свои и чужие работы, выделяют наиболее интересные поделки. Изготовление поделок – прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей. Особенно важно, что дети познают значимость своего труда, его полезность для окружающих. Очень важно совершенствовать эстетический вкус детей, развивать чувство прекрасного, поддерживать творческое начало в деятельности ребенка.

Конспект занятия «Природа и фантазия»

Лариса Метаксиди
Конспект занятия «Природа и фантазия»

Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Отрадненский социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Тема: «Природа и фантазия»

Форма работы: занятие

Воспитатель: Метаксиди Л. А.

Целевая аудитория: 6-13 лет

Формы и методы работы: чтение стихотворения, рассказ, практическая работа.

Цель: Развивать у детей любовь к художественному творчеству. Учить конструировать поделки из природного материала. Развивать воображение, фантазию, наблюдательность, мелкую моторику мышц рук. Воспитывать ответственность за порученную работу, аккуратность.

-дать детям возможность для самовыражения и самореализации в творческой деятельности.

-сплотить детей в отрядах в процессе подготовки выставки картин (композиций) из шишек;

-развить художественно-эстетические, творческие способности и воображение детей.

Оборудование: наглядное пособие, образец, клей, ножницы, вата, картон, еловые и сосновые шишки, крылатки клёна, нож.

Ожидаемый результат: развить творческие способности детей, фантазию, вкус, воспитать аккуратность в работе, усидчивость.

Оборудование: компьютер, альбомы, гуашевые краски, зубная щетка, расческа, тряпочки.

1. Ритуал начала – беседа

2. Вводная часть – ознакомление с техникой безопасности

3. Основная часть – практическая работа

4. Заключительная часть – рефлексия подведение итогов, выставка творческих работ.

Каждый год мы встречаемся с чудом под названием Лето. Как здорово наблюдать за тем как просыпается и расцветает природа: деревья, цветы, травы. Как радуются тёплым дням птицы, насекомые, животные. А люди?

По-моему, и взрослые, и тем более дети счастливы от возможности понежится в лучах солнца, искупаться в речке или озере. Лето – самое любимое время года нашей детворы. Для того чтобы сохранить воспоминания о лете мы с детьми нашей группы делаем картины с использованием листьев, цветов и другого природного материала. Посмотришь зимой на картину, и так радостно становится на душе. Жизнь продолжается и мы снова в ожидании чуда под названием Лето.

Лето солнышком вкатилось,

Лето! Лето! Лето! Лето!

В краски яркие одето,

Жарким солнышком согрето,

Пусть подольше будет лето!

1.Психологический настрой: -Здравствуй, небо голубое!

-Здравствуй, солнце золотое!

-Здравствуйте, мои друзья!

2.Проверка готовности к уроку:

-Ребята, прежде чем начать работу, я бы хотела спросить, всё ли у вас есть?

Правила обращения с ножом,ножницами:

-Где должны лежать ножницы (нож?

-Как нужно передавать?

-Нужен ли футляр для лезвия ножа, ножниц?

-Какими нельзя пользоваться?

Итак, сегодня мы будем работать с природными материалами. Какие природные материалы вам известны?

-Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в сказку А. С. Пушкина, со стихами и сказками которого вы уже знакомились.

-Давайте мы пофантазируем и попробуем сделать героев сказки, а какой, вы мне сейчас скажите. Итак, закройте глаза и послушайте внимательно (звучит отрывок из «Сказки о рыбаке и рыбке»).

Беседа по- прослушанному:

-Ребята, мы прослушали отрывок из сказки Пушкина, как называется эта сказка?

-Когда происходит действие, описываемое в отрывке?

-Зачем старуха посылала старика к рыбке?

-Исполнила ли рыбка желание старухи? Почему?

-Мы с вами будем выполнять композицию к этому отрывку и то, что мы прослушали нарисовал художник.

2.Беседа по иллюстрациям:

-Ребята, посмотрите, как нарисовано море, оно бушует. Почему?

-А какой изображена рыбка? Посмотрите на старика. КАКОЙ ОН? Почему природа так встретила старика?

3.Беседа по предстоящей работе:- Давайте подумаем,

Как нам всё это показать в нашей композиции? Как мы это сделаем из природных материалов? На чём разместим композицию? Из чего сделаем берег?

-А что будет собой представлять море? Волны бушуют, накатывают на берег.

Как нам это показать? – А теперь старик, как мы его выполним? Из чего?

-Рыбка у нас какая? Из чего ее делать?

4.Наметить план предстоящей работы:

-Ребята, определите, как, из чего вы будете выполнять композицию? Теперь давайте приготовим все необходимые детали.

-А теперь начнем собирать композицию. С чего начнём? (определим последовательность)

-Выполняя задание,вы должны соблюдать некоторые правила:

Соблюдать порядок, т. е. ваше рабочее место должно быть в порядке. В классе должна быть тишина. Выполнять работу нужно аккуратно- экономя материал.

1 .Прочность выполняемых деталей

4. Соблюдение правил техники безопасности.

По этим критериям в конце урока будут оценены ваши работы и еще, чтобы на рабочих местах был порядок

Отбор лучших работ(2-3)

Анализ работ по критериям

-Ребята, приведите в порядок рабочие места, а я пройду и оценю вашу работу.

Читайте также:  Оригинальный топиарий из бумаги

-К какой сказке мы выполняли композицию? Кто автор этой сказки?

-Вам понравилось занятие? Что вам понравилось?

Конспект занятия-викторины по экологии «Мы и природа» в подготовительной группе Конспект занятия – викторина по экологии «Мы и природа» в подготовительной группе. [/b] Цель: Формирование экологических знаний, нравственно.

Дополнительная программа «Природа и фантазия» Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества муниципального образования – Путятинский.

Фотоотчёт о выставке поделок «Природа и фантазия» Наступила осень, чудесная, яркая и творческая пора! Вокруг столько необыкновенного материала, который можно превратить в волшебные поделки.

Фотоотчет осенней выставке картин из природного материала «Природа и фантазия» Марина Алексеевна Тартынская. «Осенние картины из природного материала» Осень Осень на опушке краски разводила, По листве тихонько кистью.

Конкурс осенних семейных поделок «Природа и фантазия» В средней группе «Ромашка» прошел конкурс семейных поделок «Природа и фантазия». Деткам удалось увлечь родителей идеей изготовления различных.

Конспект занятия по познавательному развитию «Природа и обитатели Кубани» Конспект по познавательному развитию. Тема: «Природа и обитатели Кубани» МБДОУ д/с №39 с. Соколовского, Гулькевичского района. Воспитатель:.

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в подготовительной к школе группе «Цветочная фантазия» Нетрадиционное рисование в подготовительной к школе группе «Цветочная фантазия» (монотипия) Цель: Развитие творческих способностей. Задачи:.

Фотоотчет о выставке детско-родительских работ «Природа и фантазия» Осень – это славная пора, богатая овощами и фруктами, а так же интересными природными материалами: разнообразные коряги, шишки, разноцветная.

Конспект занятия по рисованию в технике печатания «Осенняя фантазия» средняя группа Цель: выполнение рисунка в нетрадиционной технике печатания листьями Задачи: развивать творческие способности, чувство композиции, соблюдать.

Конспект занятия «Живая и неживая природа» ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ ПРИРОДА. Цель. Дать понятие живой и неживой природы. Задача: научить детей отличать живые объекты природы от неживых. Материал:.

Природа и фантазия
план-конспект на тему

Внекласное мероприятие по экологии

Скачать:

ВложениеРазмер
otkrytoe_zanyatie_priroda_i_fantazii.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие «Природа и фантазия»

Образовательные: познакомить учащихся с темой «Природа и фантазия», с ее основными понятиями, с видами деятельности на занятии;

Развивающие: способствовать развитию мыслительной и творческой деятельности учащихся; формированию информационной культуры.

Воспитательные: формирование навыков индивидуальной и групповой работы; формированию эстетического восприятия окружающего мира, чувства прекрасного. Здоровьесберегающие: способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся через физкультминутки, гимнастику для глаз, релаксацию, развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Педагогические задачи: способствовать развитию наблюдательности, навыков описания и исследовательских навыков; инициировать творческую и исследовательскую деятельность учащихся.

Ключевые понятия: природа, фантазия, флора, творчество, цветок.

Характеристика занятия: форма организации: мастер-класс тип занятия: комбинированный; занятие – путешествие.

Сценарий урока «Природа и фантазия»

Обеспечение занятия: мультимедиа установка, презентация, видеоматериал – фрагменты мультфильма, картонная основа под цветок, ножницы, бусины для сердцевин цветков, маркеры, салфетки.

1. Орг. момент – Дорогие, ребята! Начнем наше занятие.

2. Сообщение темы и целей – Тема нашего занятия «Природа и фантазия» (слайд).

Сегодня мы окунемся в природу, пофантазируем и займемся творчеством.

3. Знакомство – Итак, отправляемся в сказку. Дорогу к ней нам укажет волшебный клубочек (А чтобы начать путешествие мы будем передавать клубочек друг другу и называть предмет, связанный с природой).

4. А теперь вместе споем песню (лесной марш)

5. Основная часть

– Теперь нужно отгадать название сказки с помощью загадки:

– Отец отправился искать для дочерей их заветные подарки. Для младшей – непростой цветочек! «Аленький цветочек» (слайд)

Показ фрагмента мультфильма (как дочери просят подарки). – Итак, отправляемся за аленьким цветочком вместе с купцом.

5 а) Путешествие по королевствам

– Долго ли, коротко ли…. И попадаем мы в первое королевство природы.

Первое королевство– Природа (слайд) –

Что такое природа? (дети отвечают на вопрос, приводят примеры)

-Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик

– В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык:

«Не то, что мните вы, природа»

-А теперь давайте отгадайте – о чем идет речь (Каждая команда по очереди отвечает на вопросы :

-1. Что видно только ночью? (звезды, луна)

-2. Летом греет – зимой холодит (солнце)

-3.Дышит, растет, а ходить не может (растение)

-4. В лесу на ножке выросла лепёшка (гриб)

-5. Под мостиком виляет хвостиком (рыба)

-6. На шесте – дворец, во дворце – певец (скворец)

-7. Ползун ползёт – иглы везёт (ёж) –

Как всё это называется одним словом? (окружающая природа)

5 Б) – По морям идем, по долам и попадаем во второе королевство… Второе королевство- Фантазия

Что такое фантазия? (дети отвечают на вопросы, приводят примеры)

Давайте пофантазируем… (Показ природного материала – древесных коряг)

Показ картинок-загадок для фантазии (слайд) Дети рассказывают – что они смогли увидеть на демонстрационных картинках и фотографиях.

5 в) – Идем ночь, идем день и вот мы у третьего королевства.

Королевство– Флора (слайд)

– Что такое флора? Это растения, произрастающие на какой–либо территории.

(В древнеримской эпохе Флорой называли богиню распускающихся цветов. Имя образовано от греческого – цветок. С приходом весны она получала власть над всеми живыми существами. Она изображалась художниками, в виде грациозной красавицы, с венком на голове из цветов и колосьев. В честь нее в древности устраивались праздники. Люди приносили к ее изображению колосья пшеницы. Она считалась символом плодородия.

– Посмотрите – какую красоту можно создать из цветов! (Подбор слайдов с цветами)

Физкультминутка (под музыку)

Я показываю пион – руки вверх-вниз

Я показываю тюльпан – приседаем

Я показываю гвоздику- топаем ногами

5 г) – Долго шли, долго брели и прибыли мы в следующее королевство. Четвертое королевство- Творчество

– Что такое творчество? (дети отвечают на вопрос, приводят примеры)

– Много дней, много ночей, наконец, мы у цели…

(Показ фрагмента мультфильма «Аленький цветочек», как купец увидел цветок)

-Ребята, помните ли вы кого увидел в этом королевстве купец? (чудовище)

-Как относился он к этому цветку? (с любовью)

-Нам необходимо вернуть ему цветок, и растопить сердце чудовища. Сейчас мы с вами поможем купцу в этом и изготовим волшебный аленький цветочек.

в) Анализ изделия

-У вас лежит на столах материал для изготовления цветков. 1 команда будет изготавливать из бумаги аленький цветочек, а вторая – рисовать

– Но прежде чем приступить к работе, мы должны пройти через грозных стражников, которые не позволят вам изготовить цветок, прежде чем вы не ознакомитесь с правилами техники безопасности (слайд).

Инструкции зачитывают вслух дети.

Содержи в чистоте свое рабочее место.

Аккуратно пользуйся ножницами, ножами и другими опасными инструментами, передавай товарищу ножницы, кольцами от себя.

Используй клей аккуратно, наноси ровно столько, сколько необходимо для склеивания деталей, излишки удаляй салфеткой.

При попадании клея в глаза, смой большим количеством воды.

Рационально используй материал.

5 г) Практическая работа

– Прикрепить свой цветок на основу в виде сердца, украсить, показать

(Просмотр видеофрагмента «Аленький цветочек» где чудище превращается в сказочного принца)

-Ребята! А теперь вернемся назад! Мимо всех королевств! Давайте вспомним – о каком королевстве идет речь:

Все, что не создано человеком (природа)

Создание чего-то нового интересного, необычного (творчество)

Растения, произрастающие на какой–либо территории (флора)

Это воображение, вымысел, который не может исполнится в реальной жизни( фантазия)

-Чтобы занятие вам запомнилось, я дарю вам частичку своего сердца, а вы нарисуйте на нем личико человечка. Если понравилось занятие – то личико человечка нарисуйте с улыбкой, а если нет, то без!

-Ну, что ж, наше занятие подошло к концу, Но это ненадолго расставание… Увидеть вас желаю в нашем Центре! До скорого свидания!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

На занятие закрепляем и пополняем знания детей о природе; продолжаем знакомить с творчеством русских поэтов, художников и композиторов.

Конспект занятия и презентация по изготовлению ромашки из ватных дисков на внеурочной деятелности “Природа и фантазия”. поэтапное объяснение изготовления ромашки.

Занятие кружка “Природа и фантазия” . Тема занятия “Друзья ежика”.

Занятие кружка “Природа и фантазия” . Тема занятия “Друзья ежика”.

Программа предусматривает обучение детей 7-10 лет основам декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства через практическое применение знаний и навыков.

Программа 2-летнего обучения в кружке декоративно-прикладного творчества для детей младшего школьного возраста.

Природа и фантазия

Объединение художественно-эстетической направленности «Природа и фантазия» создано в 1993 году.

Умение видеть красоту природы, фантазировать, развивать творческий потенциал ребёнка, прикоснуться к прекрасному, познакомиться с окружающей средой. Осознание этого, сподвигло создать объединение по двум направлениям – изобразительное творчество: живопись, рисунок, графика и декоративно-прикладное искусство: батик, керамика, изделия из кожи, роспись по дереву и стеклу, солёное тесто, изделия из природного материала (сизали и талаша).

Руководит объединением «Природа и фантазия» педагог дополнительного образования Кожина Вера Васильевна, педагог первой квалификационной категории.

Природный материал – сам по себе кладовая для фантазии, игры и воображения. А если его соединить с ловкостью рук, то всё можно оживить, дать как бы вторую жизнь. Прелесть состоит в том, что вам не нужно покупать дорогостоящие материалы – «сырьё» для изготовления картин и поделок даровано нам самой Матушкой-природой. Нужно только научиться замечать вокруг себя совершенно особые и удивительные вещи, которые она дарит нам. Однако природа просто так не открывает свои сокровища. Вы должны сами раскрыть тайны природы и найти их. Этот процесс не только пробудит интерес к творчеству, но и научит бережнее относиться к природе и к тому, что с ней связано, заинтересует не только детей, но и взрослых, и станет, возможно, увлечением на всю жизнь.

В ходе занятий расширяется кругозор обучающихся, происходит знакомство с разновидностями растительного материала, создаются условия для формирования любви к природе, родному краю. Кроме того, во время работы с естественными материалами пробуждаются эстетические чувства, развивается художественный вкус, формируются трудовые навыки. Этот вид деятельности развивает усидчивость, терпение, настойчивость, приобщает детей к интересному, самобытному виду народного прикладного искусства. Умение создавать новое, необычное, нестандартное дано с рождения не каждому, но многие жизненные ситуации требуют наличие именно этих качеств. На занятиях в объединении много внимания уделяется фантазированию, развитию нестандартного видения мира, творческому решению задач, развитию у детей полученных знаний и навыков по работе с природным материалом. Важно пробудить желание детей вглядеться в окружающий мир, расширить свои знания о декоративно-прикладном творчестве, развить самостоятельность обучающихся в овладении методами исследовательской работы, выполнении коллективных заданий.

Основными принципами творческой деятельности в коллективе являются сотрудничество педагога с ребёнком в совместном поиске, создание особой атмосферы на занятиях. Педагогом учитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка. Разработаны и реализуются различные формы и виды занятий: экскурсии, игра, выставка, конкурс, посещение выставок декоративно-прикладного искусства, встречи с мастерами города и района. Всё это способствует успешной реализации образовательного процесса.

За высокие творческие достижения по итогам работы 20052008г.г. коллективу объединения «Природа и Фантазия» приказом Департамента культуры Краснодарского края № 609 от 23.06.08 присвоено звание «Образцовый художественный коллектив».

В последствии коллектив объединения неоднократно подтверждал звание «Образцовый художественный коллектив» в 2011году, в 2014 году и в 2017 году.

Программа «Природа и фантазия» направлена на обучение учащихся от 7 – 12 лет, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

Форма проведения занятия – групповая, с ярко выраженным индивидуальным подходом. Процесс обучения творчеству осуществляется в форме вовлечения ребёнка в различные виды деятельности в области изобразительного искусства: ручной труд, рисование, лепка, аппликация, изготовление поделок из природного материала.

На занятиях используются все известные виды наглядности: показ иллюстраций, рисунков, проспектов, журналов и фотографий. Демонстрационный материал: предметы, образцы изделий, таблицы, схемы, карточки, видеоматериалы. Демонстрация трудовых операций, различных приёмов работы, дают достаточную возможность детям закрепить их в практической деятельности. Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это повтор пройденного материала, объяснение нового, информация познавательного характера. Теория сопровождается показом наглядного материала, преподносится в форме рассказа, информации или беседы, сопровождаемой вопросами к детям. В процессе работы с различными инструментами и приспособлениями детям постоянно напоминается о правилах пользования инструментами и соблюдении правил гигиены, санитарии и техники безопасности. На занятиях используется широкий спектр дидактического материала по истокам народного творчества, художественной природы и духовных ценностей. Очень важно использование художественной литературы, что способствует развитию эмоциональной сферы. Произведения о природе с ярким, образным описанием окружающих явлений пробуждают детскую фантазию, воспитывают художественный вкус, эстетические чувства, любовь к родной природе.

Занятия строятся с учётом тематической и содержательной цельности, при этом каждая тема – новый шаг в познании особенностей языка искусства, которое осуществляется в единстве восприятия и практической деятельности.

Формирование учебных групп проводится по возрастному принципу. В исключительных случаях на усмотрение педагога и с учётом индивидуального развития ребёнка в группу могут быть включены дети и другого возраста, а также дети с ограниченными способностями.

Кроме занятий программа предусматривает в объединении воспитательную работу и работу с родителями: проведения совместных мероприятий, праздников, посещение музеев, выставок, участие в конкурсах.

Набор детей: первый год обучения 7–9 лет, при количестве в группах по 12-15 обучающихся; второй год обучения 10-12 лет, при количестве в группах по 10-12 обучающихся. В объединение второго года обучения могут быть зачислены обучающиеся, не занимающиеся в группе первого года обучения, но успешно прошедшие собеседование, тестирование, анкетирование. При наличии организационно-педагогических условий возможен добор детей в группы в течение учебного года(могут быть сформированы новые учебные группы).

Виды занятий по программе определяются содержанием программы и могут предусматривать: лекции, практические занятия, выездные, тематические занятия, выставки, творческие отчёты, соревнования и другие виды учебных занятий и учебных работ.

Проверка базовых знаний и умений проверяется методом отслеживания результативности педагогическим наблюдением:

– выполнение обучающимися самостоятельных заданий;

– участие в мероприятиях и викторинах;

– активности обучающихся на занятиях.

Формы контроля учебного процесса обучения:

– игровые упражнения(тест–рисунок): наблюдение и отслеживание уровня развития детей;

– беседы с целевой установкой на предстоящую тему(опрос-ответ);

– выполнение ребёнком поделки из лепного материала, бумаги или природного материала;

– мини-выставка, анализ самостоятельной, творческой работы с обсуждением, игровые викторины;

– рисуночный тест, игровые занятия с красками и другими техническими средствами, самостоятельная работа ребёнка;

– беседы об искусстве, викторины(опрос-ответ), самостоятельные работы, графические упражнения;

– собеседование, опрос-карта, тематические отчётные занятия;

– активное участие в конкурсах, викторинах, открытых занятиях;

– контрольный опрос в процессе общения на итоговом занятии;

– творческие и учебные задания, анализ, самостоятельная творческая работа ребёнка;

По окончании курса обучения по образовательной программе «Природа и фантазия» базового уровня обучающиеся приглашаются на освоение программы углубленного уровня «Юный дизайнер» с целью развития интересов и навыков, расширения специализированных знаний, вовлечения обучающихся в творческую, продуктивную, проектную и учебно-исследовательскую деятельность.

Обучающиеся объединения «Природа и фантазия» под руководством педагога Кожиной В.В. активно участвуют в городских, районных мероприятиях, ежегодно принимают участие в зональных, краевых, всероссийских и международных конкурсах.

Педагог и воспитанники объединения «Природа и фантазия не останавливаются на достигнутом, а продолжают свою творческую деятельность.

Сделай сам: природа и фантазия

  • Вячеслав Панов 30 декабря 2015
  • резьба по деревуСамоделки для дома

Полезные поделки для дома и быта из природных материалов своими руками.

Поздравляю Всех пользователей нашего сайта с наступающим Новым годом и желаю Всем здоровья и успехов в жизни. Надеюсь Что Вы не всё время будете стоять в пробках и уделите своё время о рассказах о Ваших работах.

Это обзорная статья о том, что можно найти в в окружающей нас природе — лесу и т.д. и что можно из этого сделать пригодного для нашей жизни. Я расскажу о своих работах за несколько лет и находках за это время. Иногда даже щепка от сосны может навеять какой-то сюжет и при нескольких прикасаний резца получить эксклюзивное изделие.

Щепка найдена на Вааламе, размер приблизительно 25 см.Фактура — ясно видимые следы отщепа. Всю поверхность я покрыл раствором воска и на некоторой части щепки резцом сделал несколько камышинок. После этого вырезанные части выделил морилкой. Где был воск морилка не легла. Это память о посещении о.Валаам в 2003 и 2005 г.

Несколько лет назад понадобилась клюшка мне болезному. Нашлась старая сломанная бамбуковая удочка, осталось только сделать ручку. Подошел сучок, изъеденный короедом. Место крепления обвязано медной проволокой и опаяно оловом. Лёгкая и прочная трость получилась, нога прошла, а трость осталась.

При отдыхе на Ахтубе(рукав Волги в Калмыкии) товарищ выкинул на берег кусок деревяшки в водорослях. После того как мы его отмыли и высушили мне пришлось только поправить нижнюю губу и сделать глаз из запонки. А висит эта доисторическая рыба из коряжки, найденное на реке Бзыбь моей женой, с ней я ничего не делал.

Этой вешалке уже 45 лет, она у дочки в прихожей. Мебель меняется а вешалка стоит до сих пор. Сделана из яблоньки при сносе частных участков в Вешняках в Москве. Даже при кажущемся беспорядке смотрится нормально.

Из той же серии-вешалка на даче. Липа с дачного участка.

Самые обычные крючки из самых обычных остатков дерева.

Светильник справа от камина из симпатичной ветки, напоминает распластавшегося большого насекомого. Вся сложность состояла в изготовлении отверстия в торце для патрона эл.лампы. Приблизительно такой жн светильник и слева от камина. Издалека они напоминают два факела после обкладки их плиткой.

Бра над кроватью.Каждый видит там что-то свое. Я, например, летящую птицу.

Жук короед даёт хороший рисунок.

Найдено на весьма оживлённой дорожке на даче, нашли когда собаку отвели в сторонку для делания своих дел. Сделал только глаз и веко из бересты (хотя можно было и не делать). Пилил карманным ножичком три часа чтобы отделить от ствола.

Жалобная морда покинутой собаки. Пришлось только сделать спереди брусочек для устойчивого стояния. Ничего с ней не делал — всё природа работает.

Нарост на тополе, найден в 1980 году в походе туристическом по реке Хопёр. Тополь дерево мягкое и большую часть внутренностей удалил во время стоянок заточенной ложкой.

Подсвечник из ветки сосны. В этом ракурсе он напоминает модную девицу.

Крокодил или ящер в прихожей для сидения из яблоньки. Удобно и места не занимает.

Подсвечник на три свечи из сосны, пораженной короедом. Очень простая вещь -только трубки для свечей. Для походов в лес надо иметь небольшую ножовку, топор практически не использовал. Внимание обращать прежде всего на корни -выворотни и сухостой с буреломом. Эти эксклюзивные вещи всегда Вам напомнят о лесных прогулках и порадуют Ваших близких.

Автор статьи “Сделай сам: природа и фантазия” Вячеслав Панов

Образовательная модифицированная программа «Природа и фантазия» для детей 7-12 лет

муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Станция юных натуралистов» городского округа

город Кумертау Республики Башкортостан

Директор МБОУ ДОДСЮН

Образовательная модифицированная программа

«Природа и фантазия»»

Возраст детей 7-12 лет

срок реализации – 2 года

1.3. Общие сведения о программе…………………………………………………4

1.4. Цели и задачи программы……………………………………………………..5

2.План и содержание программы…………………………………………………9

4.Список литературы, используемый педагогом……………………………….18

5.Список литературы, рекомендованный обучающимся и их родителям…….20

1. Пояснительная записка

Окружающий нас мир разнообразен и прекрасен. Природа совершенна, она таит в себе нескончаемое множество красок. Программа «Природа и фантазия» призвана помочь детям стать ближе к природе, пробудить интерес к творчеству, уметь видеть в природе красоту жизни, формировать у детей потребность в общении с ней. Общение с природой расширяет представление детей об окружающем мире.

Практические занятия требуют от ребенка ловкости. В процессе систематического труда приобретается уверенность, точность, т. е. развивается сенсомоторика.

Исключительную воспитательную ценность имеют занятия изобразительным творчеством; прежде всего это одна из форм чувственного познания жизни. Она уточняет знания детей об окружающем мире, тренирует глаз, развивает зрительную восприимчивость, способность видеть мир детально, различая форму, цвет, линию, размещение в пространстве.

Данная программа направлена на:

§ Формирование экологического сознания у детей младшего школьного возраста;

§ Развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;

§ Приобщение ребят к общечеловеческим ценностям;

§ Профилактику асоциального поведения;

§ Создание условий для творческой самореализации личности ребенка;

§ Укрепление психического и физического здоровья.

В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребенка с природой и культурой, трудом и искусством.

Природа – замечательная мастерская. Поделки из природных материалов – это не только детская забава или просто игрушки, а настоящие произведения искусства. Любая работа с природным материалом (поделки из шишек, орехов, семян) – не только увлекательна, но и познавательна. Природа дает возможность ребенку развивать собственные творческие способности, он приобщается к эстетическому восприятию.

Занимаясь конструированием из природных материалов, ребенок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде.

Данная программа предусматривает работу с обучающимися по развитию изобразительных способностей, художественного вкуса, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Программа конструирования из природных материалов вводит детей в удивительный мир живой природы, как бы со стороны помогает проникнуть в ее внутренний, зачастую скрытый от рационального современного человека мир.

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

    быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения; быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями.

Ребенок с творческими способностями – активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т. п. – все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Работа с разными природными и бросовыми материалами, бумагой, нитками, спичками, клеенкой имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудится.

1.3.Общие сведения о программе

Данная программа «Природа и фантазия» предназначена для педагогов дополнительного образования и рассчитана на два года обучения. Обучение проводится с учетом индивидуальных способностей обучающихся, их уровня знаний и навыков. На занятиях детям предоставляются возможности удовлетворять свои интересы путем активного включения их в творческую деятельность.

В зависимости от поставленных задач на занятии используются разнообразные методы (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, метод проблемного изложения), формы, приемы обучения.

Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства, общие сведения об используемых материалах. Практические работы включают изготовление, разметку, раскрой и оформление поделок.

Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные навыки ручной работы с природными материалами, в дополнении с разными материалами бумагой, картоном¸ нитками, спичками, клеенкой и другой материал.. В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении поделок, обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению сложных, от изменения каких-то деталей до моделирования и конструирования новых поделок.

Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир, проявлять и реализовывать свои творческие способности.

Программой предусматривается годовая нагрузка 144 часа. Группа работает 2 раза в неделю по 2 часа. Количество обучающихся первого обучения – 15 человек, второго обучения – 10-12 человек.

Это обосновано тем, что возрастные и психофизические особенности детей, базисные знания, умения и навыки образовательной школы, соответствующие данному виду творчества, формируются к указанному возрасту, а особенности организации учебно-воспитательного процесса обеспечивают успешное освоение программы в группе детей с количеством, не более указанного.

1.4.Цели и задачи программы

Цель программы: Формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения через обучение работе с природным материалом.

1) формировать у детей практические умения и трудовые навыки при работе со знакомым и новым природным материалом;

2) обучать приемам:

· работы с инструментами и умению планирования своей работы;

· самостоятельной разработки поделок;

· работы с различными материалами;

· приемам и технологии изготовления композиций.

· моторику и мелкую мускулатуру пальцев рук, сенсорные навыки, воображение, мышление;

· художественный вкус и творческий потенциал;

· образное мышление и воображение;

· эстетическое восприятие окружающего мира.

· радость от общения с природой, самостоятельного и совместного изготовления поделок, усидчивость, желание добиваться поставленной цели.

· уважение к труду и людям труда;

· экологическое воспитание обучающихся;

· развитие любви к природе.

1.5. Педагогические принципы построения программы

Основными принципами, на которые опирается программа «Природа и фантазия», являются: принцип природо – и культуросообразности, принцип гуманизации, принцип демократизации, принцип дифференциации и интеграции, принцип системности, принцип совместной деятельности.

Принцип природосообразности предполагает, что деятельность объединения должна основываться на понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами природы и человека, как её неотъемлемой части.

Принцип гуманизации подразумевает реализацию личностно-ориентированного подхода в процессе деятельности. Актуализация и удовлетворение индивидуальных интересов ребёнка необходимы в комплексе с актуализацией всего общекультурного потенциала детей, а личностно-ориентированный подход даёт возможность развития личности ребёнка и способствует становлению духовно-нравственных ценностей.

Принцип интеграции рассматривается не только как основа деятельности объединения, но и предполагает взаимопроникновение её в жизнь ближайшего социума, образовательный процесс, вооружающими способами деятельности, предоставляющими возможность художественного восприятия мира, формирующими целостные представления об окружающей действительности и предполагает создание между ними целостных взаимосвязей.

Принцип системности требует рассматривать деятельность объединения не только как самостоятельной системы, все элементы которой взаимосвязаны и находятся во взаимозависимости, но и как часть общей системы дополнительного образования.

Принцип совместной деятельности означает, что в процессе совместной деятельности её участники получают возможность лучше узнать друг друга, сблизиться, приобретают опыт общения в коллективе. Принцип основан на реализации деятельностного подхода в воспитании личности, который состоит в понимании того, что ребёнок не готовится к будущей жизни, он уже живёт реальной сегодняшней жизнью. И ему нужна интересная, отвечающая его потребностям и особенностям деятельность: игровая, трудовая, досуговая, творческая и т. д. Творческая деятельность также способствует самовыражению личности через творчество.

Включение в социально-значимую деятельность позволяет детям раскрываться с разных сторон и развивать свои личностные качества. В любом из видов деятельности важна опора на чувства ребёнка, а не только на его сознание и поведение. Только через чувства жизненные ценности, нравственные нормы могут стать собственными ценностями и нормами. Воспитание ребёнка делами даёт намного больший воспитательный эффект, чем воспитание словами.

Программа предполагает получить результаты в области обучения и воспитания эмоционального, бережного отношения к природе и практической природоохранной деятельности. Умение использовать на практике технологические операции при выполнении творческих работ. Кроме того, предполагается эмоциональное развитие обучающихся в целом. Формирование навыков логически мыслить, самостоятельно делать обобщения, развитие наблюдательности, ассоциативного мышления.

В процессе занятий с природными материалами, педагог направляет творчество детей не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего “Я”. При этом необходимо добиваться, чтобы и сами обучающиеся могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности.
В результате обучения в объединении 1-го года обучения по данной программе предполагается, что обучающиеся получат следующие основные навыки:

· умение планировать порядок рабочих операций,

· умение постоянно контролировать свою работу,

· умение пользоваться простейшими инструментами,

· знание видов и свойств природного материала,

· знания основных видов и основных приемов работы с природным материалом

· владение приемами изготовления несложных поделок, расширение кругозора в области биологии, изобразительного искусства, литературы.

В результате обучения в объединении 2-го года обучения по данной программе предполагается, что дети получат следующие основные навыки:

· умение самостоятельно пользоваться литературой для изготовления поделок,

· умение последовательно вести работу,

· умение подбирать подходящий природный материал для изготовления поделок,

· владение приемами обработки природного материала,

· знание основных понятий композиции,

· умение составлять композиции из природного материала, владение технологией изготовления поделок из природного материала;

Проверка усвоения программы производится в форме тестирования, собеседования с обучающимися в конце учебного года, а также участием в конкурсах, экологических акциях, соревнованиях и выставках.

2. План и содержание программы

Читайте также:  Домик с мухоморчиком в технике сухого валяния
Ссылка на основную публикацию