Энкаустика. Верба – символ здоровья и жизни

Вербное воскресенье и символ верба: значение праздника и оберега

Вход Господень в Иерусалим, или Вербное воскресенье, входит в число самых важных дат для христиан. Праздник припадает на шестое воскресенье Великого Поста и предшествует Пасхе. В этот день верующие отправляются в церковь с веточками вербы, которую нужно обязательно освятить. Такая верба превращается в сильнейший оберег для дома.

Мы ознакомим вас с историей происхождения праздника, приметами о нем и расскажем, почему именно верба стала символом Вербного воскресенья.

Что это за праздник, Вербное воскресенье

Перед тем, как отправиться в Иерусалим, Иисус узнал о смерти своего друга Лазаря. Его сестра принесла Христу грустную весть, расстроившись, что его не было рядом в этот момент. Иисус же попросил отворить вход в пещеру, где покоился усопший, а затем воскресил его. В народе этот день назвали Лазаревой субботой.

Лазарева суббота предшествует одному из наиболее значимых христианских праздников — Вербному воскресенью. Именно благодаря сотворенному в этот день чуду вербный праздник появился в наших календарях. Узнав о совершенном, люди стали возносить славу Христу и радостно встречали его в Иерусалиме пальмовыми ветвями (это была высокая почесть, оказываемая правителям), называя его Спасителем.

Но римское правительство, в то время управляющее Израилем, знало о пророчестве, предсказывающим приход Мессии. Его появление сулило освобождение народа от гнета и рабства. Знал о нем и Иисус, а потому понимал, что это его последний вход в Иерусалим. Не смог он освободить землю от завоевателей, заплатив своей жизнью за чужие грехи.

Церковь ввела праздник в IV веке, но на Руси он обосновался только в X столетии, после введения христианства в качестве государственной религии.

И теперь, каждое Вербное воскресенье, люди вспоминают его жертву, благодарят Сына Божьего за содеянное и напоминают себе о необходимости жить в соответствии с заповедями Божьими.

Приметы на Вербное воскресенье

Практически каждое празднование сопровождает древний обычай. В основном это касается религиозных праздников, таких как Вербное воскресенье. С этим днем связано немало примет и суеверий. Некоторые из них выглядят вполне разумными, а другие порой вызывают недоумение и улыбку у современного человека.

Но раньше люди относились к таким вещам серьезней, никто не смеялся над странными традициями и не игнорировал заветы предков.

Какие есть приметы на Вербное Воскресенье:

  • Если женщина съест несколько освященных почек вербы, запив их живой водой, она излечится от бесплодия.
  • Наблюдая за погодой в этот день, можно узнать, каким будет урожай. Отсутствие осадков сулит неудачу, ведь это предвещает длительную засуху.
  • Однажды кто-то заметил, что, если легонько стукнуть другого человека вербой в воскресенье, он целый год не болеет.
  • Стегали вербными ветками и скот. Считалось, что после такого благословения животные начинают лучше плодиться, перестают реагировать на ядовитые травы.
  • В Вербное Воскресенье часто обзаводились новыми комнатными растениями. По поверьям, человек, посадивший в этот день растение, вскоре разбогатеет.

Как празднует церковь

Вербное воскресенье — один из самых важных христианских праздников. В этот день в церкви проходят службы, а в молитвах вспоминают Иисуса и его самопожертвование, совершенное ради человечества.

Изначально восприняв Иисуса как Мессию, способного освободить Иерусалим от римских захватчиков, некоторые люди обманулись в своих ожиданиях. Осознав, что у него исключительно мирные намерения, они обратились к римскому правительству, чтобы Иисуса казнили. Он взял на себя чужую вину и с достоинством понес наказание.

Говоря о переменчивости людской натуры, священнослужители напоминают что нужно бороться с искушениями, стремиться к честной и достойной жизни.

Вы уже знаете, что с Вербным Воскресеньем связано множество народных мудростей. Одни из них говорят о том, как правильно отпраздновать этот день, но есть и такие, что рассказывают о запретах.

Что нельзя делать в Вербное воскресенье

Помимо различных обязанностей, сваливающихся на празднующих в этот день, еще есть запреты. Многие не ведают о них, а потому, сами этого не зная, нарушают древние традиции. После такого вряд ли стоит удивляться, почему этот светлый праздник не принес в вашу жизнь ничего положительного.

О чем стоит знать:

  • В Вербное Воскресенье запрещается проводить любые магические ритуалы — церковь против магии. По ее мнению, вся волшба от нечистого.
  • Сюда же относится и буйное веселье. Это тихий, семейный праздник, где не место шумным гуляньям и алкоголю.

В старину накануне Вербного Воскресенья домашнюю птицу запирали, не выпуская ее на улицу. Делали это для того, чтобы уберечь пернатых от ведьм, которые перед Пасхой проводили свои темные обряды.

Почему верба символ Вербного воскресенья

Услышав о том, что раньше Иисуса встречали пальмовыми ветвями, символизирующими победу, а не вербами, многие удивляются. Ведь в наших широтах такие диковинки не водятся, да и праздник зовется Вербным воскресеньем. Но название это в ходу только в нашем регионе. Большинство христиан знают этот день как Вход Господень в Иерусалим.

Символ верба появился, чтобы заменить не растущее у нас растение. Выбор на это дерево пал совсем не случайно — вербу издавна наделяли положительными свойствами и использовали для защиты от зла.

Верба как оберег у славян

Большинство знает вербу исключительно как христианский символ. Однако преклонение перед вербой имеет более древние корни. Известно, что во времена расцвета язычества ее тоже использовали в качестве талисмана.

У славян верба была символом весны, нового сезона, приносящего с собой тепло, а также возрождающего привычный ритм жизни на круги своя. По легенде под этим древом родилась богиня Лада.

В те времена существовала традиция наряжать вербу венками. Украсив все цветами, девушки водили вокруг дерева хороводы, а его плоды — «котики», парни дарили барышням, чтобы снискать их благосклонность.

Как и у христиан, у язычников был распространен обычай похлестывать ветками вербы близких, чтобы защитить их от неприятностей на целый год.

Считалось, что верба обладает свойством отгонять нечисть и болезни, поэтому веточки растения развешивали в домах и хлевах.

Освящаем вербу правильно

Вербное Воскресенье — особый день, когда нужно отказаться от всякого колдовства, заговоров и прочих порицаемых церковью вещей. Освящением атрибута праздника нельзя заниматься самому — это дело следует доверить церковнослужителю.

Раньше вербу самостоятельно срывали у рек, но сейчас многие не хотят на это тратить время, покупая букетик у торговцев на базаре. Приверженцы традиций утверждают, что это плохая затея — беря вербу с рук, можно взять вместе с ней чужой негатив.

В некоторых церквях практикуют продажу уже освященных веточек. Если такая возможность есть и в вашей, можно купить уже готовый оберег, не отстаивая всю службу.

Для освящения вербы придется посетить праздничную литургию, а перед ее началом купить церковную свечку. Во время богослужения прихожане стоят с зажженной свечой в одной руке и с вербными ветвями в другой.

Как и сколько хранят освященную вербу

Верба — всего лишь растение. Но в светлый праздничный день, после освящения, она превращается в сильный оберег. А любой талисман требует к себе определенного обращения. Нельзя обращаться с ним так, будто он ничего для вас не значит. Иначе оберег просто лишится силы и перестанет приносить пользу.

Как хранить символ Вербного Воскресенья:

  • Веточку нельзя кидать где попало. Ящик стола, угол, где стоит веник, ванная комната — это лишь малая часть из запретных зон для хранения таких предметов. Поставьте оберег на почетном месте, возле икон.
  • Даже при правильном подборе места для амулета, он может утратить свои свойства. Самое чистое в плане энергетики место превратится в плохое, если не очищать пространство. Периодически обходите все углы дома со свечкой, окуривайте комнаты ладаном. Эти действия нейтрализуют любой негатив.

Если помнить об этом, амулет хорошо прослужит вам целый года, а может и больше.

Что делать с вербой после Вербного воскресенья

После Вербного воскресенья верба остается в доме. Веточки ставятся в вазочку, а сама ваза размещается в красном уголке, рядом с ликами святых. Такой оберег будет защищать семью от сглаза, отводить болезни, неудачи.

Но им не пользуются всю жизнь. Это значит, что однажды от старого пучка вербы придется избавиться. Однако не спешите убирать его с полочки и выбрасывать в мусорное ведро.

Как можно попрощаться с оберегом:

  • Букетиком из вербы обметают все поверхности дома — подоконники, пороги и углы. После этого растение сжигают, а пепел рассеивают над рекой. Тогда никто не сможет повторно использовать амулет, причинив вред предыдущему владельцу.
  • В старину пользовался популярностью еще один способ утилизации вербы. Отживший свое оберег скармливали скотине. Результат от этого действия был таким же, как и от стегания — у животных улучшалась плодовитость, а у ведьм не получалось навести на скот болезни.
Читайте также:  Рисуем цветы в технике энкаустика

Если нет возможности заменить вербную связку на новую, можно оставить ту, что есть. Но в таком случае нужно освежить оберег — тогда он возобновит свою, уже успевшую ослабеть, энергетику.

Чтобы вернуть вербе силу, протрите растение от пыли и окропите освященной водой.

Верба как символ

Пасха всегда приходится на весну. Если весна – это пробуждение земной жизни, то Христос даровал нам жизнь вечную. Каждый год мы переживаем Воскресение Христово, приуготовляясь к этому главному событию Священной истории, следуя по церковному годовому кругу. И этот год не исключение, снова весна, снова Великий пост.

В праздники оживают события Священного Писания, мы становимся соучастниками отдалённой от нас веками евангельской истории. Они прочно переплелись с традициями нашей духовной культуры, став единым целым. Пасха, весна. Именно весна является началом времени и началом жизни. Сотворённый Богом мир, видимый и невидимый, и человек, не уберёгший Божьего дара, тем самым, лишившись жизни вечной.
Природа – удивительная книга бытия Божьего мира, которую населяют его творения: животные и растения, поэтому их образ стал наполняться и духовным смыслом, они имеют важное значение в ряду христианских символов. Достаточно вспомнить пшеницу и смоковницу, сам Христос образно уподоблял себя виноградной лозе. Виноградное вино стало символом крови Христовой, а хлеб – Его тела. Елка стала символом Рождества Христова, неотъемлемым атрибутом этого праздника. Веточки русской берёзки сразу напомнят нам о Святой Троице, мысленно перенеся нас под сень Мамрийского дуба и в сионскую горницу. «Посмотрите на полевые лилии…» – говорит Господь в одной из своих притч. Посмотришь и сразу вспомнишь благовествующего архангела Гавриила, принесшего лилию Богородице – знак Благовещенья. Первый радостный птичий щебет в этот день скажет: «вот и весна, скоро наступит долгожданная Пасха».

…В этот день твердит народ,
Что и пташка хвалит Бога
И гнезда себе не вьёт;
В этот праздник, выйдя к полю
С горстью полною зёрна,
Добродушно птиц на волю
Выпускала старина.

А.Ф. Иванов-Классик «Благовещенье»

В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.

А.С.Пушкин «Птичка»

Эти стихи посвящены русской традиции, ныне утраченной. Мало кто печет жаворонков, ушли в прошлое птичьи базары, когда купленных там пичуг выпускали на волю в праздник Благовещенья, и они, радуясь воле, весело щебетали, благовествуя о приходе в мир Спасителя, неся «Пасхальные вести».

Предпасхальная последняя седмица Великого поста – Страстная. Её предваряет Неделя Ваий (цветоносная), называемая у нас вербной, и праздник Вход Господень в Иерусалим, который в русской традиции называют Вербное воскресенье. Словосочетание «символ вербы» созвучен с Символом Веры. Действительно, верба символизирует нашу веру, выражающую признание Христа Богом и Царём. Именно так, согласно Евангельскому повествованию, Его встречали при входе в Иерусалим:

«Множество народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с деревьев и постилали по дороге;
Народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!»

Некогда привезённая из Палестины Муравьёвым (будущим духовным писателем, оставившим замечательные записки своих путешествий по святым местам) пальмовая ветвь, с которой он стоял у заутрени в Иерусалиме в Вербное воскресенье, внезапно вдохновила М.Ю. Лермонтова, так было написано стихотворение «Ветка Палестины». Русская поэзия одна из боговдохновенных, со стихами русских поэтов можно совершить путешествие и по святым местам, и по кругу церковного календаря вслед библейской истории, евангельских событий и житиям святых.

По утрам ещё морозит, но весь день стоит тепло
Солнце льёт лучи на землю ослепительно светло.
И, как весть весны пришедшей, под дыханьем теплоты,
Расцвели и запушились вербы белые цветы.
Верба, верба – наша пальма – ты на вид совсем проста!
Но тобою мы встречаем к нам грядущего Христа.
Потому и отдаём мы каждый год, весною, вновь
Белой вербе нашу нежность, нашу ласку и любовь.

М.Стремин

Последняя строчка нашла своё выражение в простой вере русского народа, в слагаемых им незамысловатых легендах, в которых события евангельской истории причудливо, но бесхитростно переносились на русскую землю:

« …У нас в деревне сказывают… что как распяли Христа на Кресте, – пошёл трус по земле, потемнело небо, гром ударил, вся трава к земле приникла; а кипарис весь тёмный-растёмный стал; ива на берегу к самой воде ветви опустила, будто плачет-стоит… А верба и не вынесла скорби – к земле склонилась и увяла… Три дня, три ночи прошли – воскрес Господь-Батюшка наш Милосердный И шёл он тем путём и смотрит – кипарис от горя отёмнел, ива – плачет стоит. Одна осина прежняя осталась; завидела Его , задрожала всеми листочками, да с той поры так и дрожит до днесь, и зовут её в народе осиной – горькою… А увидал Христос, что верба завяла и иссохла вся, – поднял Он её, Милостивец, – и зацвела верба краше прежнего.
«Ну, – говорит Господь, – за твою любовь великую и скорбь – будь ты вестницей Моего Воскресения. Зацветай раньше всех на земле, ещё листвой не одиваючись!»
– Так и стало, матушка моя, – и почет ей, вербе, поныне на свете больше других деревьев. »

А. Ишимов. Божья верба

Как же выглядел вербный Петербург? Обратимся к воспоминаниям петербуржцев, и вслед за ними перенесёмся в весенний предпасхальный Петербург начала ХХ века. Краеведы Д.А.Засосов и В.И.Пызин так описывали Вербную неделю в Санкт-Петербурге 1890-х – 1910-х годов:
«После Масленицы шёл Великий пост, но на шестую – Вербную неделю опять начинались развлечения. Была уже весна, вторая половина марта – начало апреля, и вербы покрывались пухом. На Конногвардейском бульваре и Мало-Коннюшенной улице устраивались вербные базары. По обе стороны улицы сооружались деревянные ларьки, украшенные кумачом с надписями: «Здесь вафли», «Яр-базар», «Чудеса». Торговля была рассчитана на невзыскательную толпу, в основном молодежь, учащихся младших классов, детей, для которых эти базары были заманчивы и интересны. Тут же торговали живыми птичками разных пород, выкрашенные в жёлтую краску воробьи сходили за канареек. Продавали рыбок, черепах, детские игрушки, и особые «вербные» чудеса: пищалки, «черти». Предлагали «тёщины языки» и «иерихонские трубы», «американские жители», надувные свиньи, павлиньи перья.

На этих базарах – под стать карнавалам – допускались вольности. Идёт толпа школьников у каждого «иерихонская труба» – конус из яркой бумаги с пищалкой и все разом дуют. Встречается девочка. До её щеки можно дотронуться павлиньим пером или морской травой, выкрашенной в ярко-зеленый цвет. Можно раздуть в лицо незнакомцу «тёщин язык» – свёрнутую в спираль бумажную трубку, которая при надувании превращалась в длинный мешок с перьями на конце. Этот «язык» трепетал, пищал, его совали прямо в лицо. Общий хохот, но никто не обижался.

Каждый покупал себе «чертика». Искусные кустари мастерили их из проволоки, обшивали бобриком ярких цветов. В руках у «чертика» были две металлические тарелочки или цветочки. В большой моде был «американский житель»: стеклянная пробирка с водой. Внутри маленький стеклянный чертик с рожками, хвостиком и выпученными глазками. Он плавал на поверхности воды. Но если нажать пальцем на резиновую плёнку, он опускался вниз, крутясь вокруг вертикальной оси, затем снова подымался. Почему она имела такое название – не понятно. По-видимому, кустари имели такое представление об американцах. Доходили, может быть, слухи, что народ этот энергичный, подвижный, ему приходиться вертеться, чтобы заработать, но почему его загнали в воду – это тайна.

На этих базарах в обе стороны шла сплошная толпа стоял невероятный шум. Крики зазывал, звуки пищалок, визг ребятишек, крики мамаш, потерявших своих детей. Эти базары были настоящим праздником для детворы. В большом количестве продавались вербочки: пучки веточек ивы или вербы – первые признаки весны. Они украшались лентами, и яркими бумажными цветами».
Вербные базары ещё можно было увидеть в середине 20-х годов, не смотря на начавшуюся антирелигиозную кампанию, о чём свидетельствуют старые фотографии. Но это был уже другой город с другим именем – Ленинград. Это была уже другая эпоха со своими праздниками, обрядами и символами. С беспощадностью изгонялись и трансформировались обычаи далекой старины. Так постепенно религиозное значение вербы стало просто символом прихода весны, как в этих стихотворениях для детей советской поры:

Верба, верба, верба

Это значит верно,

Что весна пришла.

Агния Барто «Апрель»

Изменилось символическое значение вербы. Это хорошо видно и на примере поздравительных открыток. С пасхальных открыток она переместилась на открытки, посвященные уже другому празднику – 8 Марта.

Но став атрибутом праздника новой эпохи, верба всё равно осталась символом весны, символом пробуждения природы, а значит зарождения новой жизни. Верба продолжала вдохновлять поэтов, и в душах людей к ней сохранялось особое трогательное тёплое отношение, и чувство нежности. Видимо, она подспудно напоминала, что этот мир, несмотря на изменившиеся отношение людей, всё так же оставался чудом Божьего творенья, ибо не во власти человека его полностью изменить. «Красотой спасётся мир» и об этой красоте Божьего мира напоминала верба, согревая человеческие души.
Вновь обретая веру, мы обретаем с ней и забытые духовные традиции, с которыми к нам возвращается их истинный религиозный смысл. Так и с нежной пушистой вербой в руках мы обретаем её истинный символ – символ нашей веры, что Христос Воистину Воскрес!

Читайте также:  Как спасти неудавшуюся картину

Как применяется верба и ее магические свойства в оберегах и обрядах?

Славяне издавна используют магические свойства вербы, чтобы излечиться от хворей, защитить жилище и домочадцев, а также успокоить нервы. Деревце обладает мягкой энергетикой весны, пробуждающей внутренние силы и отгоняющей хандру. Особую ценность имеют ветви, собранные и освященные в великий праздник — Вербное воскресенье.

Магические свойства растения

Сильное деревце, переживающее любую бурю, первым встречает теплые весенние деньки, а потому издавна почиталось как символ возрождения, обновления и открытия новых дорог. Прикосновение к растущей вербе позволит зарядиться жизненной силой, укрепит здоровье и подарит красоту. Практики отмечают, что если обнять ствол и постоять так 3—4 мин., то уйдет мигрень, успокоятся нервы, а вспышки агрессии или раздражения исчезнут. Теплая весенняя энергетика деревца защищает от апатии, панических атак и не допустит депрессии. Магическая сила хранится не только в ветвях, но и в почках. Если женщина не может забеременеть, ей следует съесть 2—3 пушистых комочка. Лечит магическая верба также следующие физические хвори:

  • головная боль;
  • боли в суставах и артрит;
  • открытые ранки;
  • экзема;
  • воспалительные кожные высыпания;
  • простудные заболевания.

Перед важной встречей отрываются 3 почки от ветки, которую освятили в Вербное воскресенье, и проглатываются. Запивают освященной водой. Важно визуализировать желаемый результат.

Магическая верба также увеличивает плодородие полей, потому издавна земледельцы смешивали деревянную стружку с зернышками для посева, сжигали на ритуальном костре в поле. Другой способ — разломанные ветки бросались на землю, где ожидали обильный урожай. А чтобы посев не сгнил или не был съеден зверями, в 4 уголках втыкались колышки из вербы. Защищали таким способом ульи пасечники, заодно увеличивая количество пчел и меда. Когда же надвигалась непогода, ветвь дерева бросалась на надвигающуюся бурю. Вербы предотвращали пожары, ураганы и метели.

Вербное воскресенье и традиции

В священный праздник Лазаря, согласно славянским традициям, поутру рекомендуется пойти в лес и набрать свежей вербы. Освещенные на следующее утро в Вербное воскресенье, они станут мощным оберегом и будут использоваться для защиты жилья и домочадцев. Зачастую ветки украшались искусственными цветочками и нарядными ленточками. В церковь разрешается приходить также в Лазареву субботу.

Благословенной ветвью сразу после прихода в дом хлестали каждого жильца, чтобы подарить им здоровья. Традиционно приговаривается: «Не я ударяю, а верба, вербин прутик до слез избивает». Для детей использовался оговор на рост: «Как деревце вырастает, так и ты вырастишь». В поселках также били скот, чтобы уберечь от хворей, и давали съесть почки. Иногда пушистые комочки запекали в хлебец или каравай и скармливали животине, чтобы мор ее не тронул. В некоторый губерниях коровам и козлам давать жевать веточки в Великий четверг со словами: «Не я отдаю, верба. Как деревце не пересохнет, так и дарованный мне скот не исхудает». А также животных обязательно стегали вербой при первом выгоне. Выкидывать такую ветвь было запрещено, ее обязательно сжигали в пламени или спускали в реку или ручей.

В качестве оберега освященная в праздник веточка традиционно ставится в красный угол на полку с иконами или на само священное изображение. Оберег держали в доме до Юрьева дня, но иногда оставляли на 12 месяцев. Согласно сибирским традициям, на ветке делали терем из сухих стебельков, а на Пасху укладывали внутрь крашенные яички.

Обереги и обряды с растением

Защитные и любовные талисманы

С помощью веточки в Вербное воскресенье можно сделать приворот, если наговорить на нее: «Пока вербочка за иконами покоится, до тех пор меня (имя) любить будет, с ума сходить, обо мне постоянно думать. Да будет так!». Ветка хранится на указанном в оговоре месте. Выбрасывать ее запрещено, иначе приворот отменится. Но чаще всего весеннее растение выступает защитным оберегом.

Убережет от беды свежая ветка, помещенная в стеклянный графин с мысленной просьбой. Использовать пластиковый или металлический категорически запрещено, так как они уничтожат магическую энергетику вербы. По состоянию веточки можно определить как в жилище обстоят дела — если растение цветет, то все в доме хорошо, а увядание предупреждает о скорой болезни.

Если посадить дома цветок с большими и толстыми листами в праздник Вербное воскресенье, то в квартиру придет богатство. Однако, если растение вскоре погибнет, значит, жить семье без денег.

Чтобы защититься от глазливых людей и порчи, рекомендуется на пустой желудок проглотить 3 почки, выпить ключевой воды и произнести оговор: «Вербочкой апостол Павел взмахнул, от меня все лихое отпугнул — болезни, зависть, проклятия, а также люд лихой. Праздник весенний почитаю, а раз так, то хвори ко мне не подойдут. Да будет так!». Если человек придерживается христианства, то перед обрядом рекомендуется причаститься в церкви.

Славянская магическая куколка «вербница»

Славяне-язычники, которые чтили магическое деревце, изготавливали куклу-оберег. «Вербница» выглядит как миниатюрная девушка, сжимающая свежесрезанные ветви вербы. Оберег привлечет достаток, улучшит финансовое положение, убережет жилище от стихийных бедствий и отгонит болезни. Количество веток обязательно нечетное. Кукла будет наиболее сильной, если поутру за вербой сходит ребенок. Ее лучше смастерить самостоятельно, не используя ножниц и игл.

Согласно славянским традициям, у обрядовой куклы также не может быть лица, потому что через глаза может проникнуть потусторонняя злая сила. Хранить оберег нужно на почетном месте в жилище и не давать посторонним в руки. Детям же, наоборот, нужно постоянно давать куклу-оберег для игр, чтобы она лечила их и защищала от бед. Пришедшую в негодность куклу выбрасывать запрещено. «Вербницу» следует с благодарностью спалить на открытом огне. Допустимо утопить в речке.

Вербное Воскресенье: cимвол праздника – ветви ивы и вербы. Обычаи и приметы праздника

В основу празднества легли важные исторические события.

Вербное Воскресенье

В шестое воскресенье Великого поста, в предшествующее Пасхе воскресенье, Православная русская церковь празднует торжественный вход Иисуса в Иерусалим. Этот день известен как Вербное воскресенье. Торжественный вход в Иерусалим был Господним вступлением на путь страданий крестных. Об этом событии в своих Евангелиях повествуют все четверо евангелистов – Марк, Лука, Матфей и Иоанн.

Исторические корни этого события уходят в те времена, когда у евреев существовал обычай встречать торжественными окликами с пальмовыми ветвями в руках победителей, въезжавших на конях или ослах в Иерусалим. Именно так въезжал Христос, но не как земной царь или победитель, а как Царь неземного мира, как победитель смерти и греха. Войдя в Иерусалим, в ожидании страданий и смерти на кресте, Христос показал людям путь спасения от рабства греха.

Шумно приветствующая его толпа, ждет от него, прежде всего, спасения от оккупантов римлян, но не как не от пут духовных грехов. Видя заблуждение радужно встречающих его, не отклоняя восторгов толпы, Христос пытается найти совсем иное – обращение сердец людских к любви, доброте, Богу.

Символ праздника – ветви ивы и вербы

В России, символом пальмовых ветвей, которыми народ еврейский приветствовал Христа, стали ветви ивовых деревьев – ивы, вербы, ветлы, распускающихся первыми весной. Поэтому и праздник Вербное воскресенье имеет именно такое название. Настоящее его название – Неделя Ваий, вход Господень в Иерусалим или Цветоносное воскресенье. Ветви вербы должны помочь верующему упорядочить и очистить свои мысли. Задуматься о значимости и ценности благ духовных и земных.

Праздник Вербного воскресенья стал с 16 века особенно почитаемым и пышно празднуемым в Москве. По определенному маршруту организовывался Крестный ход (от Успенского собора до собора Василия Блаженного), на лобном месте проводилось установленное молитословие. По существовавшей в то время традиции кроме ношения во время Крестного хода крестов и икон, на санях возилось огромное дерево, украшенное плодами фиников, изюма и т.д. Стоимость таких деревьев (обычно немецкой работы) была достаточно высокой – несколько сотен рублей. По окончанию Крестного хода, дерево и украшение саней отдавали народу. В 1678 году дорогостоящее дерево заменили три воза вербы, которые приобретались Приказом для раздачи людям в Успенском соборе.

Читайте также:  Энкаустика. Когда душа поет.

Обычаи и приметы праздника

Существовал обычай – по приходу из церкви бить вербными веточками родителям своих детей, приговаривая при этом: «Не я бью – верба бьет. Верба хлест – бьет до слез». По верованиям это способствовало лучшему росту детей. Вербой хлестались не только дети, но и скотина.

Существует немало народных примет и поверий, связанных с этим праздником.

Ветер, дующий в этот день, будет преобладающим на протяжении всего лета.

Яркий, солнечный день, хорошая погода в Вербное воскресенье – к богатому урожаю фруктов и злаков.

Ветреная или морозная погода в Вербное воскресенье – к хорошему урожаю яровых.

Распустившиеся почки вербы обладают магической силой и целебными свойствами. Их глотание предохраняет от болезней, прогоняет хворь, излечивает женское бесплодие.

Брошенная в огонь ветка вербы – усмиряет пламя, брошенная против ветра – предотвращает бурю. Поставленный на подоконник пучок освященной вербы – усмиряет град.

Испеченные в этот день хозяйкой орехи из теста, наделяют здоровьем домочадцев и животных.

Колышек освященной вербы, вбитый в стену дома, прогоняет у вбившего его природную человеческую робость.

Хранится освященная верба до следующего года. В этот день разрешается употребление рыбных блюд (несмотря на Великий пост). Желательным является украшение веточками вербы своего дома.

Что символизировала на Руси верба?

Медленно тает снег, струятся веселые ручейки, по небу неспешно плывут облака… В воздухе витает едва уловимый аромат весенней оживающей природы, первой радостной приметой которой становится верба со скромными пушистыми почками серебристого цвета…

С незапамятных времен славяне относились к вербе с особенным чувством. В языческой Руси верба использовалась в многочисленных обрядах. Раньше остальных пробудившееся после долгой зимы, впитывающее первые солнечные лучи, самые животворящие и нежные, это деревце наделялось огромной силой.

После принятия христианства верба заняла еще более важное место, став атрибутом одного из главных православных праздников. Она заменила на Руси пальмовые ветви, которыми приветствовали Иисуса Христа перед входом в Иерусалим жители Иудеи. На предпасхальном праздничном церковном богослужении вербу торжественно освящают.

Верба, символ весны и плодородия, стала олицетворять здоровье, радость и жизнь. Освященным веточкам вербы приписывали поистине чудесные способности. Ее целебную силу издавна старались распространить на весь окружающий быт. Так, в Вербное воскресение пекли специальные пироги с пушистыми почками. Вербные почки употребляли в пищу больные лихорадкой и женщины, которые хотели излечиться от бесплодия. Из них делали порошок для лечения ран. Верили, что освященная веточка исцелит нездорового человека, если прикоснуться ею к его ногам.

А еще говорят, что если положить ветку на голову и повязать платок, пройдет головная боль. И конечно же, знаменит обычай хлестать вербными прутьями детей. При этом приговаривали, что бьет их сама Богородица, даруя им таким образом здоровье и избавляя от негативной энергии. Освященная верба — залог благополучия домашних животных. Прутиками скотину выгоняли в поля, клали под крышу хлева, угощали пирогами с вербой, чтобы защитить от болезней.

Кроме этого, на Руси верили в магические свойства вербы. Если бросить ее против ветра, успокоится буря и прекратится град. Чтобы остановить пожар, нужно кинуть в огонь. Освященные пушистые ветки хранили в красном уголке рядом или за образами. Перед тем как пойти освящать новую вербу, прошлогоднюю пускали по течению реки, втыкали в землю в огороде или недалеко от дома. Такая верба защищала посевы и жилище от нечистой силы. По старому деревенскому поверью деревце помогало распознать ведьму. В Великую субботу нужно сжечь веточку, и если вскоре придет женщина и попросит огонька, то это и есть ведьма. Наконец, верба была олицетворением храбрости. Робкому человеку советовали вколотить в стену дома кусочек ветки.

В то же время на Руси с предосторожностью относились к старым дуплистым вербам: думали, что в их ветвях резвится всякая нечисть. Однако и старое дерево может оказаться полезным. Как гласит предание, в ветках растущей у берега реки вербы живет Водяной. Одинокая девушка, мечтающая о любви, должна прийти к такой вербе, на которой еще не распустились листья, в последний день убывающей луны и прикрепить к ветке яркую ленту или часть цветной бумаги с написанной просьбой, и уйти не оглядываясь. Второй раз в этом году к этому деревцу подходить нельзя. Верили, что после того, как Водяной оплачет одиночество девушки, она непременно встретит своего возлюбленного, который и станет ее мужем.

Освященная верба способна помочь каждому человеку, с искренностью обратившемуся к ней. Для этого нужно поставить ветку в вазу, ежедневно менять воду и разговаривать с ней: о чем-то попросить, на что-то пожаловаться. Засыхающая веточка означает, что верба нейтрализует ваши неприятности и беды. Следует отнести ее подальше от дома, поблагодарить и сжечь. В случае же, если ветка пустила корни и на ней распускаются листочки, ее можно посадить и быть уверенным, что деревце исполняет вашу просьбу.

Как бы там ни было, пусть эти маленькие милые пушистики, тянущиеся к солнцу, станут для вас началом прекрасной и счастливой весны!

Храм Покрова Пресвятой Богородицы, микрорайона “Орбита” города Сыктывкар

сайт создан по благословению ПИТИРИМА, епископа Сыктывкарского и Воркутинского

Верба как символ

Пасха всегда приходится на весну. Если весна – это пробуждение земной жизни, то Христос даровал нам жизнь вечную. Каждый год мы переживаем Воскресение Христово, приуготовляясь к этому главному событию Священной истории, следуя по церковному годовому кругу. И этот год не исключение, снова весна, снова Великий пост.

В праздники оживают события Священного Писания, мы становимся соучастниками отдаленной от нас веками Евангельской истории. Они прочно переплелись с традициями нашей духовной культуры, став единым целым. Пасха, весна. Именно весна является началом времени и началом жизни. Сотворенный Богом мир, видимый и невидимый, и человек, не уберегший Божьего дара, тем самым, лишившись жизни вечной.
Природа – удивительная книга бытия Божьего мира, которую населяют его творения: животные и растения, поэтому их образ стал наполняться и духовным смыслом, они имеют важное значение в ряду христианских символов. Достаточно вспомнить пшеницу и смоковницу, сам Христос образно уподоблял себя виноградной лозе. Виноградное вино стало символом крови Христовой, а хлеб — Его тела. Елка стала символом Рождества Христова, неотъемлемым атрибутом этого праздника. Веточки русской березки сразу напомнят нам о Святой Троице, мысленно перенеся нас под сень Мамрийского дуба и в сионскую горницу.

Предпасхальная последняя седмица Великого поста – Страстная. Ее предваряет Неделя Ваий (цветоносная), называемая у нас вербной, и праздник Вход Господень в Иерусалим, который в русской традиции называют Вербное воскресенье. Словосочетание «символ вербы» созвучен с Символом Веры. Действительно, верба символизирует нашу веру, выражающую признание Христа Богом и Царем. Именно так, согласно Евангельскому повествованию, Его встречали при входе в Иерусалим:

«Множество народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с деревьев и постилали по дороге; народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!» (Мф. 21, 8-9)

По утрам еще морозит, но весь день стоит тепло

Солнце льет лучи на землю ослепительно светло.

И, как весть весны пришедшей, под дыханьем теплоты,

Расцвели и запушились вербы белые цветы.

Верба, верба – наша пальма – ты на вид совсем проста!

Но тобою мы встречаем к нам грядущего Христа.

Потому и отдаем мы каждый год, весною, вновь

Белой вербе нашу нежность, нашу ласку и любовь.

В советское время была уже другая эпоха со своими праздниками, обрядами и символами. С беспощадностью изгонялись и трансформировались обычаи далекой старины. Так постепенно религиозное значение вербы стало просто символом прихода весны, как в этих стихотворениях для детей советской поры:

Верба, верба, верба

Это значит верно,

Что весна пришла.

Агния Барто «Апрель»

Изменилось символическое значение вербы. Это хорошо видно и на примере поздравительных открыток. С пасхальных открыток она переместилась на открытки, посвященные уже другому празднику – 8 Марта.

Но, став атрибутом праздника новой эпохи, верба все равно осталась символом весны, символом пробуждения природы, а значит зарождения новой жизни. Верба продолжала вдохновлять поэтов, и в душах людей к ней сохранялось особое трогательное теплое отношение, и чувство нежности. Видимо, она подспудно напоминала, что этот мир, несмотря на изменившиеся отношение людей, все так же оставался чудом Божьего творенья, ибо не во власти человека его полностью изменить.
Вновь обретая веру, мы обретаем с ней и забытые духовные традиции, с которыми к нам возвращается их истинный религиозный смысл. Так и с нежной пушистой вербой в руках мы обретаем ее истинный символ — символ нашей веры, что Христос Воистину Воскрес!

Ссылка на основную публикацию