Как спасти неудавшуюся картину

Как спасти неудавшуюся картину

Создать действительно красивую, качественную и в художественном плане ценную картину маслом очень трудно. Каждый, кто хоть раз садился к мольберту, знает об этом не понаслышке. Сегодня в распоряжении живописцев имеются самые разные материалы для творчества, качество которых находится на очень высоком уровне. При этом процент возникновения дефектов остается довольно-таки большим. В первую очередь это связано с незнанием простейших правил работы с материалами, техники живописи или с использованием грунтов низкого качества.

Существует ряд наиболее часто возникающих дефектов, о которых следует помнить всем мастерам.

Самые распространенные дефекты

Одним из наиболее распространенных дефектов, которые можно встретить в живописи, является так называемое пожухание. Оно представляет собой ряд видимых глазом изменений, которые происходят в красочном слое – это проявляется потерей картиной изначального блеска, она становится приглушенной и более темной. Данная неприятность является следствием того, что пигмент остается без связующего.

Не менее часто встречающимся дефектом является почернение. Если физико-химические изменения происходят непосредственно в красочном слое, то краски теряют изначальный цвет. Возникающий в результате дефект называют почернением. В некоторых случая возникает пожелтение, которое имеет сходные причины. К изменению цвета приводит нарушение техники рисунка маслом, а также неблагоприятное воздействие внешних факторов.

Кракелюр является довольно-таки серьезным дефектом. Слово «кракелюр», или craquelure, в переводе с французского языка означает трещина. Если живописец использует некачественные грунты, не соблюдает простейших техник рисунка маслом, проявляет небрежность и не следит за условиями окружающей среды, то в живописном слое возникают трещины. Они могут быть жесткими и иметь острые края или мягкими с плывущими контурами. Дефект бывает как поверхностным, так и довольно глубоким.

Такой дефект, как отслоение чаще всего возникает в том случае, если новый слой краски наносят на уже имеющуюся картину. При этом не происходит адгезии между слоями и краска просто-напросто отслаивается.

При нарушении правильной пропорции между связующим и наполнителем краски в пользу пигмента может возникнуть так называемое меление. Есть ряд красок, которые подвержены появлению данного дефекта больше всего. Среди них ультрамарин, сиена, кобальт зеленый и другие. В их состав изначально входит пигмент, который плохо удерживает связующее вещество.

Если по какой-либо причине объем красок уменьшается слишком быстро, происходит сседание или сморщивание красочного слоя. Причин у возникновения этого дефекта довольно много. Например, сседание возникает, если сильно разбавленные краски наносились пастозно или предыдущий слой не успел до конца высохнуть. Некачественное масло, а также неблагоприятные условия окружающей среды могут также привести к порче картины.

Обычно картины покрываются лаками, которые при определенных обстоятельствах могут потерять свою эластичность. В этом случае при растяжении и сжатии, которые практически неизбежны, поверхностный слой идет мелкими трещинками. Их может быть не видно невооруженным глазом. Дефект проявляется помутнением.

В случае если живописец неправильно укрепляет холст и подрамник, может возникнуть деформация, проявляющаяся возникновением как бы волн, которые портят внешний вид картины. Они довольно широкие и часто складками идут от углов к центру. То же самое может произойти, если в помещении слишком влажно или наблюдается высокое колебание температур.

Вмятины встречаются на картинах довольно-таки часто. Они появляются при использовании плохого грунта или в результате механического повреждения. Если холст намочить и попытаться устранить проблему, дефект станет лишь больше.

Предупреждение и исправление дефектов

Конечно, всегда проще предотвратить проблему, нежели с ней бороться. Правило это применимо и к появлению дефектов живописи. В каждом случае нужно выбирать свою тактику. Так, можно попробовать справиться своими силами, а иногда единственный выход – обращение к реставратору.

Чтобы избежать пожухания, рекомендуется очень осторожно использовать растворитель и наносить новую краску на уже полностью просохший красочный слой. Его сперва необходимо обработать особым лаком, который носит название «Ретушь». В краску нужно подмешать уплотнительное масло, его же можно использовать и в целях устранения дефекта. После нанесения масла на картину надо покрыть ее специальным лаком. Точно таким же образом можно избавиться от помутнения.

Полностью убрать почернение невозможно, но есть шанс чуть-чуть сгладить дефект при помощи уплотнительного масла и последующей ретуши лаком. Избавиться от кракелюра самостоятельно тоже нет ни единого шанса. Если картины пошла трещинами, то единственный способ вернуть ей первоначальный или близкий к тому вид, это обратиться за помощью к реставратору.

Предотвратить отслоение довольно-таки просто, а вот бороться с ним не получится. Перед тем как начинать работу, нужно отштукатурить высохший слой, а потом покрыть его «Ретушью». Шероховатая поверхность обладает лучшими адгезивными свойствами.

Чтобы избежать меления, лучше писать картину поверх живописных лаков. Если дефект все равно появился, то велик риск появления трещин, которые создадут еще больше проблем. Борьба с сседанием проста, но заключается исключительно в профилактике. Нужно использовать только качественные материалы и знать технику живописи маслом.

Деформацию можно попробовать убрать, поместив картину в более благоприятные атмосферные условия или немного натянув холст подрамниками, избегая перетягивания. Тем не менее велика вероятность того, что придется идти на «поклон» к реставратору.

Таким образом, видно, что большинство дефектов можно избежать или исправить. Поэтому не стоит отчаиваться и «ставить крест» на картине. Первоначально нужно попробовать все способы справиться с проблемой, а только потом предаваться упадническим настроениям!

Похожие статьи:

Художественная роспись детской комнаты

Художественная роспись детской комнаты – модное направление. Но возникает ряд вопросов: как выбрать самый лучший вариант росписи для детской комнаты, какие сюжеты интересны детям, какая цветовая гамма будет для них наиболее комфортной, какие материалы лучше, насколько экологичны современные краски, как совместить роспись с интерьером, сколько времени займет работа.

Секреты правильного натюрморта

Каждый из нас много раз в своей жизни сталкивался с натюрмортами. Мы видим их каждый день в своем окружении, только не на полотне, а в реальной жизни. Расставляя осенние листья в вазе или цветы на подоконнике, мы не думаем о том, что следуем законам композиции, перспективы, сочетания цвета. Постигая красоту интуитивно, мы каждый день создаем натюрморты в своем доме, в антресоли за стеклянными дверцами, на книжной полке.

Вспомогательные средства для водорастворимых красок

Вспомогательные материалы для водорастворимых красок – это специальные вещества или предметы, при работе с которыми художник-живописец имеет возможность изменять состав или структуру краски, применяемой для создания определенных эффектов, задуманных им. В принципе, вспомогательным средством может быть любой предмет или инструмент, кроме основных рабочих, необходимый художнику для реализации своих творческих авторских замыслов.

Детская одежда для сна

Здоровый, полноценный сон необходим ребенку для нормального развития и роста, поэтому очень важно, чтобы детская одежда для сна была максимально удобной и комфортной. Современные производители предлагают различные виды одежды для отдыха: боди, комбинезоны, пижамы, спальные мешки.

Работа добавлена в корзину

Перейти в корзину Продолжить покупки

Форум сайта ArtNow.ru / Форум художников / Срочно нужен совет!!

09.02.2010, 09:04

Vilonik

Возник срочно вопрос-как отчистить от масла холст? Понимаю,что для всех понятно, но я сталкиваюсь с этим в первый раз! И ещё-нахожусь в Канаде и русские названия материалов мне не о чём не говорят. Помогите пожалуйста

09.02.2010, 09:42

Игорь Мониава

Надо снять его,замачить,а потом вместе с груном очисть,просушить,проклеить казеином и по новой загрунтовать.

09.02.2010, 09:57

Boboso

Опишите ситуацию подробнее – холст чистый, загрунтованный, с красочным слоем, . ?
Очистить от масла – избавиться от масляных пятен, масляной краски, всего живописного слоя, .
Необходимый результат – чистый холст, холст с грунтом, с первым красочным слоем. ?

09.02.2010, 10:47

пешка

Возник срочно вопрос-как отчистить от масла холст? Понимаю,что для всех понятно, но я сталкиваюсь с этим в первый раз! И ещё-нахожусь в Канаде и русские названия материалов мне не о чём не говорят. Помогите пожалуйста

холсты попортила рисованием,замазала слоем,стали твердые очень,но даже не знаю какк а такое рисунок переводить.выкинуть жаль

09.02.2010, 11:29

saqwert

09.02.2010, 11:34

Осипцов Владислав.

Если краска еще не высохла, то аккуратно бритвой и тряпочкой смоченной в скипидаре или в масле. Если сухая краска, так же бритвой ( у меня под это дело, есть специально заточенный скальпель медицинский ) максимально выровнять поверхность холста ( но предварительно протереть льняным маслом, легче выравнивать будет ) и покрыть титановыми белилами, цинковые плохо перекрывают. Много раз перекрывать нижний слой не советую, лучше натянуть новый холст. Если поверхность после высыхания будет глянцевой твердой, рисовать на ней трудно. Протрите тряпкой смоченной в скипидаре, поверхность станет матовой и шероховатой, рисуется по ней превосходно.

09.02.2010, 11:42

пешка

Нет не стеб. Грустная реальность о холстах 60 на 40

ВНОВЬ ОТКРЫТ ПРИЁМ СОВЕТОВ В ЭТОЙ ТЕМЕ,А ТАКЖЕ ВОПРОСОВ.
ВОПРОС-ПОЖЕЛТЕЛ МОЙ РИСУНОК КАРАНДАШОМ,МОЖЕТ ПЕРЕРИСОВАТЬ?ИЛИ ПУСТЬ ТАК И БУДЕТ СЕРО- ЖЁЛТЫЙ?

27.02.2010, 23:15

Варшава

27.02.2010, 23:22

IrinaS

Натяните новый холст! Делов?! В чём проблема? А есл уж сильно экономите, а точнее жадничаете то, если краска хая зашкурьте наждачкой, до токого состояния до котороговам нужно и все! А вообще это смешно. Выкинте и не парьтесь. :)))

27.02.2010, 23:29

игорь черемисов

Возник срочно вопрос-как отчистить от масла холст? Понимаю,что для всех понятно, но я сталкиваюсь с этим в первый раз! И ещё-нахожусь в Канаде и русские названия материалов мне не о чём не говорят. Помогите пожалуйста

Никаких проблем, с обратной стороны пролить крутым кипятком и через несколько минут снять краску вместе с грунтом при помощи мастихина. После полной просушки заново проклеить и загрунтовать.

27.02.2010, 23:45

чечетка
Удалено модератором форума

28.02.2010, 05:38

Vilonik

Никаких проблем, с обратной стороны пролить крутым кипятком и через несколько минут снять краску вместе с грунтом при помощи мастихина. После полной просушки заново проклеить и загрунтовать.

Если холст дерьмовый(,то пойдут неравномерные вздутия после просушки холста.А почему такая проблема? У вас неравномерный и мм толстый красочный слой?

28.02.2010, 16:46

Наум

Про “отмочить” холст. Ребята правильно пишут, но это если проклейка водорастворимая. Если нет, то отмачивание может не помочь. Грунт не отвалится.
Кипятком можно и даже свернутый холст поместить в кипяток можно, но если холст без синтетики! Не китайский. Иначе пойдет пузырями.
Ира, может вам по почте выписать конопляный или льняной холст, если далеко ехать. Или съездить уже разок и затариться на год. На новом холстике приятней работать. Старые – неудачные не люблю, суеверный.

ИСПРАВЛЕНИЕ ПОКОРОБЛЕННОСТИ ХОЛСТА КАРТИН

Покоробленность полотна картины происходит от двух причин. Во-первых, от изменений атмосферы помещения, в котором хранятся картины, от ненормального режима, от резкой перемены температуры и влажности воздуха; во-вторых, от различных механических воздействий на полотно картины с изнанки или лицевой стороны ее. Деформации полотна могут быть самого разнообразного характера, они обусловливаются как технологией материала, так и причинами, вызвавшими то или иное его изменение. От этого зависит и степень деформации. Наиболее часто встречаются в реставрационно-хранительской практике следующие виды покоробленности: ослабление натяжения полотна, выражающееся в провисании, крупная волнистость его, общая гофрированность, сборки по углам в диагональных направлениях и др. Эти дефекты большей частью появляются от перемены температурно-влажностного режима. Они не столь опасны и не требуют немедленного исправления. Больше того, вмешательство может оказаться ненужным и даже вредным, так как часто дефекты эти имеют неустойчивый характер и при наступлении нормального режима исправляются сами.

Под действием повышенной влажности холст, в силу присущей ему гигроскопичности, увлажняется и ослабевает (иногда в зависимости от особого свойства волокна бывает и наоборот). Ослабление выражается в различных формах покоробленности и зависит от качества натяжки картины и равномерности наложенного грунта и красок. Неопытного хранителя это может озадачить и он поспешит какими-либо средствами устранить беспокоящее его явление – перетянет картины или растянет полотно посредством клинков. Что сделается с подтянутым полотном при уменьшении влажности воздуха в помещении? Ясно, что полотно, провисавшее и коробившееся при повышенной влажности, будет само натягиваться. Если оно во время его ослабления было подтянуто, то при наступлении прежних нормальных условий оно натянется еще больше, может перейти предел возможного натяжения и при малой эластичности старого холста, грунта и красочного слоя могут образоваться разрывы.

К исправлению указанного вида покоробленности нужно подходить очень осторожно – постараться создать нормальную атмосферу и только по истечении довольно длительного времени, убедившись, что дефекты сами не выправляются и могут принять устойчивую форму, произвести исправление их приемами, описанными ниже.

Когда требуется устранить провисание полотна, прибегают к растяжке его посредством клинков, имеющихся в правильно сделанном подрамнике. Клинки бывают расположены по два в каждом углу и по одному у каждой из планок крестовины. Если картина находится в экспозиции и правильно подвешена на шнурах к штангам, следует ее отвести от стены, при содействии помощников поддержать в таком положении, встать между стеной и картиной (если картина большая, то на подставку или стремянку) и осторожно небольшим молоточком постучать по клинкам. Удары молотка должны быть очень легкими, так как сила клина, неумело использованная, может повести к разрывам грунта, красочного слоя и даже самого полотна. После немногих легких ударов нужно сбоку посмотреть на полотно картины и, убедившись в целесообразности своих действий, продолжать или прекратить их. При ударах по клинкам нельзя допускать прикосновения, тем более скольжения молотка по полотну картины, это также может повредить грунту и красочному слою. Молоток должен быть маленький, типа обойного, и ударять, для большей предосторожности, следует не непосредственно по самому клинку, а через небольшой деревянный брусочек или планочку, наставляемые на торец клинка. При равномерном провисании всей площади полотна или в том случае, когда все оно покрыто крупными волнами, следует подбивать все клинки равномерно. Если же покоробленность наблюдается только в одном месте, например в правой верхней четверти картины, подбиваются клинки правого верхнего угла подрамника и т.д. Без крайней нужды не следует производить ни одного удара.

Может случиться так, что картина ранее была неравномерно натянута, и образовавшаяся гофрированность вблизи бортов ее не устранится от подтягивания клинками – в таком случае прибегают к частичной перетяжке полотна. Для этого в требуемом месте вынимают из подрамника гвозди, держащие полотно картины, особыми щипцами с широкими плоскими губками захватывают за кромки полотно, подтягивают до нужной степени и вновь закрепляют гвоздями. Этот прием носит название местной перетяжки; он, кроме осторожности, требует от работающего большой искусности, так как сборки полотна бывают очень причудливы и не сразу поддаются исправлению. Не всегда даже можно их выправить средствами общей перетяжки. Часто приходится иметь дело с мелкими сборками полотна, расположенными вдоль бортов картины в вертикальном положении по отношению к краям ее. Эти покоробленности происходят от увеличения объема полотна (растянутости) только в этих местах, приобретают застарелую устойчивую форму, и при всех попытках перетягивать полотно сборки не пропадают, а как бы переходят с места на место. В таких случаях требуется более сложный и ответственный прием их устранения. Возникает задача уплотнения волокна и ниток холста, «посадки» их на свои места, уменьшения объема с одновременным разглаживанием. Для этого картину, положенную лицевой стороной вниз (желательно на мраморную плиту), освобождают от подрамника. Нагретым (не сильно) утюгом проглаживают полотно в местах сборок, наблюдая за их состоянием. Иногда полотно «садится» очень быстро и хорошо, и сборки пропадают даже при непродолжительном разглаживании, но бывает и так, что приходится долго гладить утюгом по одному и тому же месту для большего прогревания полотна. Если потребуется проглаживать картину с лица, это следует делать через бумажную прокладку. При сложном фактурном рельефе применяется фланель или другая ворсистая материя. Ее же рекомендуется подкладывать под лицевую сторону картины, когда проглаживают холст с изнанки. Если указанные действия не приводят к желаемым результатам, можно прибегнуть к увлажнению полотна с последующим проглаживанием. Увлажнять полотно нужно не сильно, лучше всего действовать распылением воды через хороший пульверизатор. При известной осторожности можно протереть холст и отжатой ватой. При проглаживании увлажненного полотна происходит распаривание клеевого вещества, входящего в состав грунта, причем под воздействием теплого пресса, неровности холста выправляются, часто очень удачно. Для этого необходимым условием является то, чтобы влага, вводимая в грунт, по окончании проглаживания совершенно испарилась; следы сырости (темноватые пятна) не должны оставаться на холсте. Проведение этой операции допустимо лишь при условии нормального состояния красочного слоя. Выправлять складки таким приемом нельзя в том случае, если имеются осыпи, отставания, шелушение и пр. Предварительно надлежит предохранить красочный слой путем закрепления, о котором речь будет ниже.

В картинах, не натянутых на подрамник и не монтированных в рамы под стекло, от долгого хранения и при неправильном обращении с ними также могут образоваться покоробленности. Иногда приходится иметь дело с полотнами, свернутыми в трубку без какого-либо основания (картонного или фанерного вала). В таких случаях цилиндрическая форма трубки от времени под действием собственной тяжести становится сплюснутой. При развертывании такой картины полотно приобретает ребристую поверхность, и если живопись старая с высохшим грунтом и краской, то складки будут очень устойчивыми. В таких случаях кроме покоробленностей могут образоваться и другие дефекты и повреждения, например сломы грунта и краски, отставание их, шелушения различной формы и степени и т.п. Как поступать в подобных случаях? Прежде всего нужно обследовать красочный слой и предохранить его от осыпания. Развернутую картину кладут на стол (при большом размере на специальный щит или на пол) лицевой стороной вверх, затем одну из кромок, параллельных складкам, прикрепляют гвоздями к основанию, на котором лежит вещь, за противоположную кромку берут руками и растягивают, насколько возможно это сделать, не повредив гофрированного полотна, после чего закрепляют и эту кромку. Затем увлажняют воздух в комнате (брызгают пол, ставят ванночки или испаряют воду из электрической кастрюли) и оставляют картину лежать в спокойном состоянии. В последующие дни увлажнение продолжают. Холст впитывает часть влаги, отчего грунт делается более эластичным, и полотно под действием собственной тяжести выправляется. Время от времени можно помогать выправлению, подтягивая полотно за кромку и перемещая гвозди. В дальнейшем картину натягивают на подрамник посредством щипцов, и покоробленности выправляются совершенно. В некоторых особенно неблагоприятных случаях может потребоваться и разглаживание, о котором было сказано выше.

Большие картины обычно хранят на валах. Если вал имеет неровности (выпуклости, вдавленности, рубцы и пр.), то от долгого лежания на таком валу холсту картины передаются эти неровности, и при раскате его могут обнаружиться покоробленности. Они могут быть общего характера — в виде рубцов по вертикалям или горизонталям картины, совпадающих с рубцами вала в местах стыков фанеры или картона, которыми был обит каркас его. В таком случае рубцы на полотне ритмично чередуются через каждый оборот вала. Иногда в местах этих рубцов образуются непоправимые трещины (сломы) в грунте и красочном слое. При частичных неровностях вала — вдавленности фанеры или картона, выпуклости, пробоинах, изъянах от сучков дерева и пр. – на полотне картины образуются покоробленности местного характера в виде «пузырей» от вытянутости холста в ту или иную сторону или мелких сломов. По большей части эти дефекты являются как бы отпечатком дефектов вала. Но покоробленности холста могут образоваться и при правильно сделанном вале. Если на один вал накатывают несколько картин без соблюдения некоторых правил, то дефекты неизбежны. Допустим, что накатывают на вал три—четыре картины размера, значительно меньшего, чем размер самого вала и поверх них накатывают картину большего размера. Что произойдет? Середина верхней картины приляжет к ранее накатанным, а края ее обвиснут. При продолжительном хранении в таком виде у верхней картины образуются покоробленности или рубцы в местах, совпадающих с краями лежащих внизу картин.

Если при накатке картин на вал не расправить тщательно кромки, то это также может повлечь образование покоробленностей полотна как данной картины, так и накатанных поверх нее.

При рассматривании картины сбоку иногда наблюдаются выпуклости полотна прямоугольной или квадратной формы и расходящиеся от них складки в виде лучей, это — покоробленности, образовавшиеся от наклейки на оборотную сторону холста какого-либо ярлыка с названием картины, фамилией автора и пр. Клей, которым был намазан ярлык, стянул полотно, отчего и образовались покоробленности.

Необходимо упомянуть о часто встречающихся дефектах полотна картины, происходящих от неаккуратного с ним обращения. Перемещая картины, хранимые в открытом виде, перенося их в другое здание или устанавливая в штабели, музейные работники не всегда соблюдают нужную аккуратность. Иногда картины помещают таким образом, что полотно их прикасается к углу подрамника другой картины, к углу стола и т. д. Нередко неопытные или небрежные работники берут картину за крестовину подрамника, подсовывая под него пальцы, и нажимают руками на полотно. В результате на полотне картин образуются вдавленности или выпуклости, «пузыри», которые также можно назвать мелкими покоробленностями, часто сопровождающиеся повреждениями красочного слоя.

Какие же применяются способы устранения последних видов покоробленности? Покоробленности, образовавшиеся от неправильного вала, покоробленности крупных сгибов полотна или крупной волнистости, а также образовавшиеся от накатки картин большего размера на картины меньших размеров или от накатки картины с плохо расправленными жесткими кромками, часто уменьшаются или устраняются совершенно от продолжительного лежания картины на ровной плоскости в свободном состоянии. Правильным натяжением полотен на подрамники также можно устранить эти виды покоробленности. В случаях, когда вышеописанные приемы не дают должного эффекта, прибегают к проглаживанию покоробившихся мест утюгом, по способу, уже нами описанному.

Покоробленность, образовавшаяся от наклейки на оборотную сторону картины бумажных ярлыков, устраняется следующим образом: не снимая картины с подрамника (если она находится на нем), ее кладут лицевой стороной на ровную плоскость — стол, щит или, лучше всего, на мраморную плиту. Пытаются отделить бумажку от полотна, поддевая ее ножом или скальпелем с угла, более слабо приклеенного. Если ярлык удалось снять таким образом, необходимо по возможности вслед за этим удалить клей, оставшийся на полотне. Его соскабливают тем же ножом. По удалении клея покоробленное место расправляют, проглаживая утюгом. Если это не дает нужного результата, место покоробленности слегка увлажняют и опять проглаживают. При невозможности этим способом отделить и снять наклейку, можно испытать следующее: намочить тампон ваты водой, отжать его и увлажнить им наклейку. Бумага впитает влагу, и клей, если он растворим в воде, размягчится. Размягчение клея может наступить не сразу, поэтому увлажнение следует повторять, остерегаясь, однако, изобилия воды. Когда клей размягчится, бумажка легко снимается, после чего, не давая клею высохнуть, необходимо счистить его ножом. Покоробленное место проглаживают утюгом через бумажку, часто сдвигая ее, чтобы она не приклеилась.

Следует отметить, что клей по своему свойству бывает различным. Наклейку делают чаще всего так называемым конторским клеем, представляющим собой силикат (жидкое стекло), или еще каким-нибудь водоупорным раствором. В таких случаях наклейку приходится удалять ножом, осторожно срезая ее небольшими долями.

Как уже было указано, приходится сталкиваться с местными мелкими покоробленными участками — «пузырями», образующимися от вытянутости нитей холста. Выправление таких «пузырей» не является сложной операцией, но все же требует некоторых знаний и умения. Самый простой и эффективный прием следующий: место «пузыря» с тыльной стороны картины не сильно увлажняется посредством ваты, смоченной в воде и отжатой. Клей, входящий в состав грунта (первая проклейка), вбирает влагу и размягчается, а затем при просыхания сжимается и стягивает вытянутое полотно. Таким образом, «пузырь» исчезает и плоскость полотна выравнивается. Операцию эту следует производить над картиной, натянутой на подрамник. Натяжение полотна само уже способствует выравниванию вытянутых волокон. Техника работы очень проста. Места, находящиеся под планками или крестовиной подрамника, смачивают при помощи тонкой Деревянной пластинки, обернутой ватой. Эту пластинку просовывают между планкой подрамника и полотном и водят ею по полотну в области «пузыря». Избыток влаги может подействовать и отрицательно, поэтому лучше недоувлажнить полотно и повторить операцию, чем повредить грунту и красочному слою.

При устранении «пузырей» увлажнение иногда приходится сопровождать температурным воздействием. Для этого по увлажненному месту с оборота картины или с лицевой ее стороны (через бумагу) проглаживают не сильно нагретым утюгом. Получается припаривание, своеобразный теплый компресс. Это дает ускоренные результаты благодаря более интенсивному просушиванию под подвижным прессом.

От попадания сора, кусочков штукатурки и других предметов между фасками периметральных планок подрамника и полотном могут также образоваться «пузыри» и складки. Чтобы не снимать картину с подрамника при устранении их, поступают следующим образом: тончайшей деревянной пластинкой удаляют посторонние предметы, образующие пузыри. Затем на ту же пластинку лентообразно навертывают небольшое количество ваты, которую смачивают, после чего повторяют операцию, описанную выше. После увлажнения полотна между фаской подрамника и полотном помещают кусочек стекла требуемого размера и кладут картину лицевой стороной вверх, через бумагу проглаживают «пузырь» кончиком теплого утюга. Если нет опасности, что утюг может прижечь лак или краску, его можно оставить в виде пресса на «пузыре» на три—четыре часа и даже до следующего дня. Затем стекло вынимают (1 .

Устранение «пузырей» можно производить подобными способами только в тех случаях, когда появление их не повлекло еще отставания краски от грунта, трещин, осыпей и пр. Если последнее уже случилось, то выправление всевозможных вдавленностей обязательно должно производиться с одновременным закреплением красочного слоя и грунта (с процессом закрепления мы познакомимся ниже).

Бывают случаи, когда покоробленности холста не поддаются устранению ни одним из указанных способов, тогда приходится применять более сложный метод реставрации, носящий название «дублирования».

1) В некоторых случаях исправления покоробленностей целесообразно пользоваться теплым и холодным утюгами.поочередно. Холодный утюг, охлаждая нагретое место, часто улучшает эффект операции.

Как спасти неудавшуюся картину

Ф.Т. Вы называете титрами надписи к диалогам в немых фильмах?

А.Х. Именно так. Тогда эти титры снабжались картинками. На отдельных карточках помещался текст и небольшой рисуночек. Самыми распространенными титрами были: “Рассвело” или же: “На следующее утро. ” Например, к титру “В ту пору Джордж вел беспутную жизнь” я прямо под этими словами изобразил свечку, горящую сразу с обоих концов. Жутко наивно.

Ф.Т. Итак, Вы проявили инициативу и представили свою работу “Феймос плейерз”?

А.Х. Точно так. Я показал им рисунки, и они сразу взяли меня. Чуть позже я уже возглавил отдел титров, который входил в редакторскую службу студии. Составление титров завершало работу над фильмом, причем тогда считалось вполне позволительным совершенно менять смысл сценария с их помощью.

А.Х. Сначала на экране появлялся актер, произносивший какой-то текст, а уж потом появлялся титр, так что слова в нем можно было ставить какие угодно. Благодаря этому иногда можно было спасти неудавшуюся картину. К примеру, если драма была снята нелепо, вводились соответствующие титры, и получалась смешная комедия. Вообще с фильмом можно было тогда делать все, что заблагорассудится– менять местами начало и конец, да что хотите!

Ф.Т. Тогда-то Вы и постигли всю подноготную кинопроизводства?

А.Х. Тогда же я познакомился с несколькими американскими сценаристами и научился писать сценарии. Иногда мне поручали досъемку второстепенных эпизодов. Однако фильмы, поставленные студией “Феймос плейерз” в Англии, в Америке успеха не имели. И ее стали сдавать в аренду британским продюсерам.

Как-то раз я прочел в журнале один роман и в порядке упражнения написал по нему сценарий.

Когда в Излингтоне разместились британские студии, я получил должность ассистента режиссера.

Ф.Т. У Майкла Бэлкона?

А.Х. Пока еще нет. Сначала я работал на картине “Всегда говори своей жене”, в которой снимался Симур Хикс, хорошо известный лондонский актер. Однажды он поссорился с режиссером и сказал мне: “Давай с тобой вдвоем сделаем фильм”. И я помог ему закончить эту ленту.

Тем временем на студии обосновался Майкл Бэлкон, и я получил место на его новом предприятии. Это была та самая компания, которую Бэлкон основал с Виктором Сэвиллом и Джоном Фридманом. Они купили права на постановку. Она называлась “Женщина– женщине”. Им понадобился сценарий, и тут я заявил: “Я хотел бы его написать”. “Ты? А разве ты умеешь?” Я ответил: “Могу кое-что показать”. И показал им тот сценарий, который написал на пробу. Это произвело впечатление, и я получил заказ. Шел 1922 год.

Ф.Т. Итак, Вам было 23 года. А короткометражный фильм “Номер тринадцать” разве Вы не раньше сняли?

А.Х. Две части. Он остался незавершенным. Кажется, это была документальная лента?

А.Х. Нет. У нас на студии работала женщина, сотрудничавшая с Чаплином. А тогда всем, кто имел хоть какое-то отношение к Чаплину, дорога была открыта. Она сочинила сценарий, мы нашли немного денег, но ничего хорошего из этой затеи не вышло. К тому же как раз в этот момент американцы закрыли студию.

Ф.Т. Мне не приходилось видеть “Женщину– женщине”. О чем вообще этот фильм?

А.Х. Как Вы правильно заметили, мне было тогда 23 года, и у меня еще никогда не было девушки. Я не пробовал вина. История была взята из пьесы, с большим успехом шедшей на лондонских подмостках. Об английском офицере времен первой мировой войны. Во время отпуска в Париже он знакомится с танцовщицей; потом возвращается на фронт, получает контузию и теряет память. После войны в Англии он женится на женщине из общества. Вдруг появляется танцовщица с ребенком. Конфликт. История кончается ее смертью.

Ф.Т. Режиссером фильма был Грэм Кате. Вы готовили сценарий, диалоги и еще работали ассистентом режиссера?

А.Х. Более того! Мой друг, художник, не смог участвовать в работе, и я вызвался исполнять его функции. Так что я все делал сам, плюс еще занимался продюсерскими вопросами. Моя будущая жена, Альма Ревиль, была монтажером. Там я с ней и познакомился.

В дальнейшем я таким же образом работал на нескольких картинах. Второй была “Белая тень”, третьей– “Страстное приключение” и чет- вертой– “Мерзавец”. Последней стало “Грехопадение скромницы”.

Ф.Т. Когда Вы сегодня вспоминаете о них, они представляются Вам все на одно лицо или что-нибудь можно выделить из ряда?

А.Х. “Женщина– женщине” была лучше всех и снискала наибольший успех. Когда мы ставили “Грехопадение скромницы”, последний фильм из той серии, режиссер пригласил на натурные съемки свою подружку. Мы отправлялись в Венецию. Это было дороговато. Подруга режиссера, естественно, не одобрила ни одно из предъявленных ей на сей предмет мест и мы вернулись, не сняв ни единой сцены. Когда картина была закончена, режиссер сказал продюсеру, что не нуждается более в моих услугах. Я всегда подозревал, что кто-то против меня интригует.

Ф.Т. Подолгу ли снимались эти фильмы?

А.Х. Каждый около шести недель.

Ф.Т. Верно ли, что талант измерялся тогда способностью снимать так, чтобы обходиться минимальным количеством титров?

Ф.Т. В то же время большинство сценариев писалось на основе театральных пьес?

А.Х. Я выпустил немой фильм “Жена фермера” на основе пьесы, целиком состоявшей из диалогов, но мы старались избегать титров где только можно и опирались на изображение. Насколько мне известно, единственным фильмом, обошедшимся практически без титров, был “Последний смех” с Эмилем Яннингсом.

Ф.Т. Великая картина, одна из лучших у Мурнау.

А.Х. Ее снимали как раз когда я работал на УФА. В этом фильме Мурнау даже попробовал использовать универсальный язык типа эсперанто. Все уличные знаки, афиши были на этом искусственном языке.

Ф.Т. В доме Яннингса кое-что попадалось на немецком, но все надписи в отеле были сделаны на этом волагаоке. Вас, наверное, захватил технический процесс съемки, ведь именно им Вы и занимались.

А.Х. Я прекрасно сознавал превосходство качества американских фильмов перед английскими. Я ведь с восемнадцати лет увлекался фотографией, и вот заметил, к примеру, что американцы всегда как бы отделяли образ от фона с помощью задней подсветки. В английских же фильмах образ таял, ощущения рельефности не возникало.

Ф.Т. Мы подошли к 1925 году. Режиссер “Грехопадения скромницы” не желает видеть Вас своим ассистентом. И тут Майкл Бэлкон предлагает Вам стать режиссером.

A.X. Бэлкон спросил: “Не хотите ли поставить фильм?”, и я ответил: “Никогда об этом не думал”. Я и вправду никогда об этом не помышлял. Меня вполне устраивала работа над титрами и работа художника. Но представить себя режиссером.

Так или иначе Бэлкон предложил мне ставить одну англо-немецкую картину в Мюнхене. Альма была назначена моим ассистентом. Мы еще не были женаты и не жили в грехе; мы были очень целомудренны. Ф.Т. Речь идет о “Саде наслаждений” по роману Оливера Сэндиса. Насколько я помню, этот фильм насыщен действием.

Пэтси, танцовщица из театра под названием “Сад наслаждений”, устраивает на работу в труппу свою приятельницу Джил. Джил помолвлена с Хью, который работает в колониях.

Пэтси выходит замуж за Леветта, коллегу Хью, и, проведя медовый месяц на озере Комо, Леветт тоже отплывает в те края. Джил, которая весело проводит время в Лондоне, пользуясь успехом у мужчин, откладывает поездку в колонии, где ее ждет жених.

Пэтси уезжает к мужу. Но на месте она узнает, что он попал под влияние местной жительницы. Пэтси объявляет ему о своем решении броситься в воду, инсценируя самоубийство. Теперь его гнев оборачивается против Пэтси, которую спасает от смерти местный доктор, выстреливший в Леветта. Хью, обманутый Джил, прибивается к Пэтси и они соединяются, чтобы начать новую жизнь.

А.Х. Заурядная мелодрама. Но некоторые сцены оказались довольно любопытными.

Мне хочется рассказать о съемках “Сада наслаждений”, потому что это была моя первая режиссерская работа.

Итак, в 7.20 в субботу вечером я стою на железнодорожной платформе в Мюнхене, готовый отправиться на съемки в Италию, и в голове у меня вертится одна мысль: это твоя первая картина 1 Когда я теперь еду на натуру, меня сопровождает команда сотни в полторы народу. Тогда же со мной были только игравший главную роль Майлс Мэндер, оператор барон Вентимилья и юная девица, исполнительница роли местной жительницы, которую должны были утопить по ходу действия. При нас находился еще один оператор-хроникер, которому предстояло снять сцену отплытия корабля из генуэзского порта. Мы собирались снимать ее двумя камерами– одной с берега, другой непосредственно с борта. Следующий эпизод предполагалось снимать в Сан-Ремо. Это была та самая сцена, где нашу девицу вынуждают покончить самоубийством, и Леветт, наш “злодей”, для верности держит ее голову под водой. Потом ему полагалось вытащить тело на берег и возвестить: “Я сделал все возможное, чтобы спасти ее”. Дальнейшее мы должны были снимать на озере Комо, в отеле Вилла д’Эсте. Медовый месяц, любовные сцены на озере, дивный роман и проч.

Как восстановить разбитые тени?

Если тени раскрошились, их чаще всего выбрасывают. И зря — можно спасти даже целую палетку, если знать бьюти-хаки. Делимся ценной информацией

прочтение займет 3 минуты

Текст: Виктория Волкова
Обновлено 16 октября 2019

  • Что потребуется для восстановления разбитых теней?
  • Как собрать разбитые тени: советы
  • Как вернуть разбитым теням прежний вид с помощью спирта
  • Как спасти раскрошившиеся тени без спирта: инструкция
  • Качество теней после восстановления

Одно неловкое движение — и тени, ударившись о жесткую поверхность, крошатся до состояния рассыпчатой пудры.

Это не значит, что они испорчены, но пользоваться ими в таком виде неудобно и не хочется. Мы уже рассказывали о том, как починить сломанную помаду. Как же склеить разбитые тени? Расскажем, как собрать разбитые тени, причем так, чтобы выглядели они после этого как новые.

Что потребуется для восстановления разбитых теней?

«Что делать?» — закономерный вопрос, если случайно разбились любимые тени.

Раскрошиться они могут и не в результате падения или удара. Если вы в течение долгого времени носили тени в косметичке, которая лежит в сумке, то в конце концов результат будет таким же. В обоих случаях последствия поправимы — если рядом есть несколько нужных для восстановления подручных средств.

столовая или чайная ложка,

небольшой целлофановый пакет,

пипетка (также подойдет шприц).

Запастись нужно будет и 70-процентным спиртом, однако есть способы обойтись и без него. Впрочем, если в работе с ним вас отпугивает резкий запах, не беспокойтесь: обновленные тени не будут им пахнуть, всё выветрится за пару дней.

Как собрать разбитые тени: советы

Если вы разбили тени в закрытой упаковке, всё просто — предстоит работа с «осколками», оставшимися внутри футляра. Если же они рассыпались, открывшись, собрать всё до последней крошки будет, конечно же, невозможно. В этом случае постарайтесь использовать то, что еще есть в упаковке, дополнив остатки наиболее крупными кусочками из тех, что высыпались.

Старайтесь не сдавливать их пальцами, чтобы окончательно не раскрошить. Лучше брать их салфеткой — и на нее же потом высыпать другие остатки средства.

Полезные советы вы найдете в нашем видео и в этой статье. Восстановление разбитых теней мало чем отличается от «ремонта» раскрошившейся пудры.

Как вернуть разбитым теням прежний вид с помощью спирта: инструкция

Если тени разбились или рассыпались, восстановить их можно буквально за пять минут. Действуйте следующим образом:

соберите и пудру из теней, и более крупные кусочки в полиэтиленовый пакет, чтобы окончательно раскрошить их до однородной пудровой массы.

Получившийся порошок аккуратно пересыпьте обратно в упаковку.

Наберите пипеткой или шприцем немного спирта. Для маленького футляра с тенями достаточно пары-тройки капель.

Понемногу смешивайте его с пудрой до кремообразной консистенции. Важно, чтобы текстура не стала жидкой, — масса должна быть густой и достаточно плотной.

Накройте «медальон» с тенями салфеткой и надавите на поверхность выпуклой стороной ложки. Так они снова спрессуются. Кстати, это же действие можно выполнить металлической монетой, если она подходит по диаметру футляра.

Уберите салфетку и оставьте тени открытыми на сутки. За это время спирт испарится и выветрится характерный запах. После этого тени можно будет снова использовать.

Как спасти раскрошившиеся тени без спирта: инструкция

Использование спирта для восстановления теней актуально не для всех. Так, этот способ не подойдет обладательницам чувствительной кожи. Как же вернуть теням функциональный вид без спирта?

Вы можете превратить пудровые тени в кремовые. Просто вместо спирта нужно будет использовать для смешивания с порошком вазелин или глицерин. После этого имеет смысл переложить тени в более удобный для новой текстуры футляр.

Но если тени вам все-таки нужны сухими, то пригодится лайфхак с утюгом.

Включите его, но выключите подачу пара (в емкость с порошком не должна попасть влага).

Измельчите тени, предварительно пересыпав их в пакетик, — так же, как и в случае с применением спирта.

Когда вы измельчите тени, вытащите из футляра металлический контейнер, в который обычно помещают пигмент. Засыпьте в него цветную пудру, утрамбуйте ложкой.

Выключите утюг (в том числе из розетки). Пока он горячий, прижмите его к поверхности пудры в металлической емкости на 10–15 секунд. Можно повторить это действие пару раз. В результате теплового воздействия и давления тени спрессуются и будут выглядеть почти как новые.

Качество теней после восстановления

Долго ли прослужат тени после восстановления? Наиболее стойкими в этом смысле окажутся тени, которым вернули прежний вид с помощью спирта. Благодаря однородноcти текстуры, которой позволяет добиться этот способ «ремонта», тени будут служить точно так же, как и до «поломки».

Восстановление утюгом уже не гарантирует такого результата — вполне возможно, что спустя какое-то время тени снова станут крошиться. Впрочем, рассыпчатыми они тоже могут служить для создания макияжа.

А вы до этого знали, как спасти разбитые тени? Есть ли у вас свои хитрости по их восстановлению? Напишите комментарий.

Среди этих теней вы точно найдете те, которые заменят сломанные

Макияж бровей: всё, что вам нужно знать Подобрать идеальную форму и цвет бровей, провести коррекцию и найти лучшее средство для макияжа бровей можно своими силами. Действуйте по нашему плану!

Всё о макияже смоки айс Смоки айс – пожалуй, самая популярная техника макияжа глаз. В чем ее особенности, как правильно подобрать оттенки теней и нанести их на веки – в нашем подробном гиде по миру «дымчатого» мейкапа

Всё самое важное о блесках для губ Матовые и глянцевые, с глиттером и шиммером, кушоны и пламперы – запутаться в блесках для губ несложно. Как выбрать подходящее средство?

Макияж для нависшего века: главные правила Нависшее веко – довольно распространенная особенность. Как сделать красивый мейкап, учитывая форму глаз?

Правила и тонкости процесса реставрации картин

Картины знаменитых художников обладают высокой исторической и культурной ценностью. Однако все полотна, независимо от года их написания и автора, имеют свойство портиться со временем — холсты становятся ветхими, краски блекнут, основа теряет форму. Все эти недостатки не только портят внешний вид картины, но и грозят полной утратой ценности шедевра. Поэтому реставрация картин является актуальной темой как для владельцев полотен, созданных известными мастерами, как и для тех, кому картины достались по наследству от родственника-художника.

Процесс реставрации картины

Чистка

Наиболее распространенными дефектами картин, приобретаемыми со временем, являются:

  • отслаивание краски;
  • разрывы холста;
  • отслаивание лакового покрытия;
  • сколы краски;
  • нарушение грунта;
  • провисание холста;
  • загрязнения.

Восстановление картин является занятием, требующим не только специальных знаний и навыков, но и соответствующего инвентаря. Наиболее распространенной проблемой, связанной с состоянием картины, является загрязнение. Так, полотно может покрываться неэстетичными жирными пятнами, припадать толстым слоем пыли и т. д. Существуют способы, позволяющие справиться с загрязнением картины:

1) Для чистки картины, написанной маслом, следует подготовить широкую кисть с мягким ворсом. Но прежде всего следует приступить к чистке обратной стороны картины. Для этого полотно следует вытащить из рамы и аккуратно уложить на чистую поверхность. Затем нужно включить пылесос и деликатно удалить с его помощью пыль с картины. Если картина покрыта лаком, то для чистки внешнего слоя нужно подготовить щадящий растворитель (перед использованием его рекомендуется протестировать — достаточно нанести его небольшое количество на угол полотна). Затем следует взять ватные палочки и с их помощью тонко нанести растворитель на лак.

Если картина покрыта пылью, то для ее удаления также понадобятся ватные палочки и дистиллированная вода. Палочкой, смоченной в воде, следует деликатно пройтись по поверхности картины.

Жирные пятна с картины, написанной маслом, можно удалить с помощью геля для мытья посуды, разведенного водой. Полученным водным раствором следует пропитать тканевую салфетку и обработать ею поверхность картины.

2) Обновить масляную картину можно с помощью уксуса. Это средство нужно в одинаковых пропорциях соединить с водой, после чего пропитать раствором мягкую ткань, отжать ее и приступать к протиранию поверхности картины. Затем уксус нужно стереть влажной тканью, смоченной в чистой воде. После просушки картину рекомендуется покрыть лаком.

3) Следует испечь луковицу, растолочь ее и полученной кашицей почистить полотно. После лук рекомендуется смыть, а картину протереть взбитыми яичными белками.

4) Существует эффективный способ очистки картин своими руками, используемый китайскими мастерами. Для чистки полотна понадобится кисть и известковая вода. Кисть следует смочить водой, после чего пройтись ею по поверхности полотна. Далее таким же образом нужно помыть картину чистой водой.

Важно: картины, написанные маслом, ни в коем случае нельзя чистить скипидаром, мылом, бензином и спиртом! Все эти средства могут повредить краски, тем самым испортив внешний вид картины!

Если картина написана карандашом, пастелью или тушью, то для ее чистки нельзя применять какие-либо чистящие средства. Чтобы обновить полотно, достаточно сдуть пыль с помощью фена.

Для очистки от грязи гравюры следует подготовить смесь, состоящую из 50 граммов углекислого аммиака и литра речной воды. Гравюру тем временем укладывают на ровной поверхности. Затем нужно взять широкую кисть и обмокнуть ее кончик в приготовленную смесь. После этого кистью следует обработать поверхность гравюры.

Картина до и после реставрации

Устранение других дефектов

Провисание холста — это распространенная проблема, с которой со временем сталкивается большинство владельцев картин. Как реставрировать картину с подобным дефектом:

  1. Нужно подготовить необходимый инвентарь: папиросную бумагу, утюг, фильтровальную бумагу, клей натурального происхождения (осетровый), фторопластовую бумагу, гладкий кусок мрамора. Прежде всего следует заняться приготовлением клея (это нужно делать, руководствуясь инструкцией). Затем приступают к подготовке папиросной бумаги. Ее кусок должен быть больше размера корректируемой вмятины. Сам же фрагмент бумаги должен иметь рваные края. Температуру утюга следует отрегулировать до сорока градусов.
  2. Можно приступать к работе. Сперва следует слегка увлажнить место вмятины. Затем под сам холст следует подложить кусок мрамора, но так, чтобы между мрамором и холстом размещалась фильтровальная бумага. Такой прием позволит защитить холст от попадания на него клея и влаги.
  3. Картину переворачивают на лицевую сторону. Берут кисть и с ее помощью смазывают участок вмятины теплым клеем. Папиросную бумагу укладывают на лист фильтровальной бумаги и с помощью кисти проклеивается с одной стороны. Затем этот лист нужно аккуратно подцепить с двух сторон и стороной, на которую был нанесен клей, положить на холст. При этом важно следить за тем, чтобы бумага ровно уложилась, а на ней не образовались пузырьки. Затем поверх бумаги следует положить фторопластовую пленку и через нее прогладить заклейку теплым утюгом (на сушку уйдет около десяти минут). После обработки полотна утюгом следует положить на обработанное место несколько слоев бумаги, а поверх — утяжелитель.
  4. По истечении двух суток утяжелитель следует убрать. После этого можно приступать к удалению заклейки. Для этого достаточно с помощью ватного тампона смочить ее водой и снять остатки заклейки. Вмятина устранена.

Если владелец картины столкнулся с такой проблемой, как отслоение слоя краски, то ее также можно решить. Для восстановления красок понадобится осетровый клей и папиросная бумага. Для начала картину следует уложить на ровную поверхность. После этого нужно взять мягкую кисть и окунуть ее кончик в клей. Клей нужно нанести на места отслоения краски, при этом стараясь сделать так, чтобы он максимально заполнил трещину, тем самым подклеив ее и предупредив дальнейшую отслойку.

Остатки клея рекомендуется убрать папиросной бумагой: для этого ее нужно поочередно прижать к местам нанесения клея. На заклеенные места затем нужно приложить чистую бумагу и пригладить ее к полотну теплым утюгом. После можно приступать к удалению бумажной заклейки. Для этого следует взять кусочек ваты, пропитать его водой и постараться стереть бумажный слой. После новым кусочком ваты рекомендуется убрать излишки клея.

Важно: если на слое краски образовались большие трещины, то для введения клея в них можно воспользоваться медицинским шприцем!

Реставрация живописи также включает в себя перетяжку полотен. Эта работа требует аккуратности, иначе неумелое натяжение может спровоцировать такие проблемы:

  • Образование микроразрывов полотна.
  • Образование трещин на слое краски и грунтовки.
  • Провисание холста, образование складок на нем и т. д.

Прежде чем приступить к работе, следует заняться выбором подрамника. Эта составляющая картины должны быть изготовлена из сухой древесины. Сам подрамник должен иметь скосы на лицевой стороне. Желательно, чтобы подрамник также регулировал степень натяжения полотна.

Для перетяжки картины, кроме нового подрамника, также понадобятся специальные щипцы. Сама работа состоит из таких этапов:

  1. Картину укладывают на ровную поверхность лицом вниз. Затем берут отвертку и ее угол направляют под шляпку гвоздя. После этого нужно несильно, но уверенно нажать на ручку отвертки и провернуть ее. После этого гвоздь подрамника выдернется. Все то же необходимо проделать и с остальными гвоздями.
  2. Перед тем как осуществлять перетяжку, не мешает убедиться в том, что подрамник своими размерами подходит параметрам полотна. Для этого нужно сравнить величины диагоналей подрамника — берут длинный шнур, крест-накрест (по диагонали) измеряют им подрамник, а затем и картину. Если параметры картины и подрамника совпадают, то это свидетельствует о том, что последний был верно выбран.
  3. Новый подрамник укладывают на рабочую поверхность так, чтобы к ней можно было подойти с каждой стороны. Затем за кромки углов берут картину, изъятую из старого подрамника, плавно заносят ее и накладывают на новый подрамник (на этом этапе работы рекомендуется прибегнуть к помощи ассистента). Кромки картины следует уровнять с линиями подрамника, после чего прикрепить их к подрамнику гвоздями.
  4. Само натягивание следует начинать с середины каждой стороны подрамника. Для начала нужно выбрать одну из сторон, определить ее середину и на расстоянии четырех сантиметров друг от друга вбить по несколько гвоздей (это должны быть конусообразные обойные гвозди). Само полотно с противоположной стороны следует натянуть щипцами и закрепить аналогичным образом. То же самое проделывают и с остальными сторонами картины. После натяжки центральной части полотна можно приступать к натяжке его углов.

Такая техника перетяжки больше подходит для картин со стороной, размер которой не превышает двух-трех метров. Перетяжку крупногабаритных полотен рекомендуется доверить профессионалу.

Лакирование

Реставрация картин в большинстве случае требует нанесения на поверхность живописи лака. Лакирование — это прием, позволяющий не только обновить внешний вид картины, но и защитить ее от утраты яркости, отслоения краски и т. д. Кроме того, с лакированной поверхности проще удалять пыль и грязь. Прежде чем приступить к работе, следует правильно выбрать лак:

  • он должен легко удаляться;
  • лак не должен содержать какие-либо смолы и масла;
  • реставрационные лаки имеют в своем составе дамару и смолу мастики.

Если владелец картины решил покрыть холст лаком, то он должен знать о том, что новые произведения искусства не покрываются лаком в первый год после написания картины.

Прежде чем приступить к лакированию, поверхность работы следует очистить от пыли и загрязнений. Обезжиривание также представляет собой обязательный этап подготовки полотна к нанесению лака.

Как выполнять лакирование:

  1. Картину вертикально устанавливают на мольберте. Затем следует взять десятисантиметровый кусок гигроскопичной ваты и придать ему форму шляпки гриба. Тампон окунают в подготовленный лак и начинают выполнять им по поверхности картины круговые движения до тех пор, пока не будет обработано все полотно.
  2. Есть еще один способ нанесения лака на картину: следует налить на картину, уложенную на горизонтальную поверхность, немного лака и равномерно растереть его ладонями. Важно: перед тем, как вымыть руки, их следует протереть скипидаром.
  3. Картину укладывают горизонтально. Затем берут лак, наливают его в фарфоровую посудину и добавляют скипидар. Полученную смесь подогревают. После берут щетинный флейц, окунают его в лак со скипидаром и выполняют им по поверхности картины крестообразные движения. При этом нужно избегать повторной обработки тех мест, на которое уже был нанесен лак.
  4. Также лак на картину можно распылять с помощью шприц-аппарата, функционирующего под сильным давлением воздуха.

Реставрация полотен — это задача, требующая ответственного подхода. Если нет опыта восстановления картин в домашних условиях, то рекомендуется обратиться к мастеру-профессионалу. Неумелое обращение с произведениями искусства может привести к их безвозвратной порче.

Читайте также:  Объемная картина из восковых карандашей: энкаустика пошагово с фото
Ссылка на основную публикацию