Накладные швы: вышивка пошагово с фото

Виды вышивальных швов

Вышивка – замечательный вид рукоделия, который богат разнообразием техник и способов, с помощью которых он выполняется. Каждый вид вышивки или национальной техники вышивки имеет свои особенности. Но общим у них у всех остается одно – швы для вышивки. Существует несколько видов стандартных швов для вышивки, которые в различных комбинациях друг с другом и создают такие неповторимые стили и техники вышивки. В этой статье мы разберем, какие бывают швы для вышивки и как их использовать.

Основные термины и определения

  1. Игла – длинный тонкий заостренный стержень из твёрдого вещества с ушком для вдевания нити с одной стороны. Применяется для шитья.
  2. Рабочая нить – вдетая в иглу нить, с помощью которой выполняются стежки
  3. Прокол – место, в которое игла с рабочей нитью втыкается в ткань
  4. Стежок – расстояние между двумя проколами иглы на поверхности ткани, как на лицевой, так и на изнаночной стороне.

Существует четыре направления, по которым движется игла:

  • острие иглы направлено вперед
  • конец иглы направлен назад
  • игла смотрит вверх
  • острие иглы направлено вниз

и множество вариаций видов швов для ручной вышивки, которые используются по этим направлениям.

Таким образом, швы для вышивки состоят из стежков, разнообразие которых мы разберем ниже по тексту.

Какие бывают швы для вышивки

Шов “вперед иголку”

Шов «вперед иголку» – простейший шов в своем исполнении. При окончательном виде, шов с двух сторон ткани выглядит одинаково. Используется для вышивания четких границ и контуров рисунка, например, при вышивке гладью или крестиком, узоры на блузах, сумках.
Выполняется шов по очерченным линиям рисунка, проделывают «вперед иглу» справа налево, двигаясь, все время вперед, набирая при этом один и сразу несколько стежков. Во время исполнения нужно следить за расстояниями между стежками – они должны быть одинаковыми и равномерными.

Шов “назад иголку”

Этот шов еще называют “за иголку” или “строчка”, “бэкстич”, также очень просто выполняется, а стежки также нужно делать в направлении справа налево. «Строчка» очень похож на шов, проделанный машинкой для шитья. С лицевой стороны шов «строчка» выглядит очень аккуратно, все готовые стежки плотно прилегают друг к другу, а на изнаночной стороне стежок можно сравнить с длиной двух стежков с лицевой части ткани.

Стежки этого шва все должны быть одинаковые. Шов выполняется двумя разными способами, вы можете выбрать тот, который проще для вас.

Способы выполнения:

  • В первом случае иглу с ниткой выводят на лицевую сторону, следующий прокол иглой на ткани делают правее места первого прокола на расстояние, равное длине стежка. Это будет ваш первый лицевой стежок. Далее иглу с нитью протягивают по изнаночной стороне ткани и выводят на лицевую сторону левее 1-го прокола на то же расстояние. Это ваш первый изнаночный стежок.

При выполнении второго стежка, иглу с ниткой ведут слева направо и вкалывают в место прокола, которым заканчивался первый лицевой стежок. Снова проводят иглу на изнаночной стороне ткани и выводят на лицевую сторону левее второго стежка. Потом опять вводят иглу в прокол, который закончил ваш предыдущий стежок. На лицевой стороне этот шов выглядит сплошной строчкой стежков, очень похож на строчку от швейной машины.

  • Во втором случае выполнения строчевого шва, после того, как вывели иглу с нитью на лицевую сторону, делают прокол справа от выхода рабочей нити на то расстояние, которое вы хотите видеть у стежка. Потом протягивают ее по изнаночной стороне ткани и выводят левее первого прокола на расстояние, немного большее, чем длина вашего первого стежка. В этом случае применения такого шва на лицевой стороне получается пунктирная строчка с равным расстоянием между стежками.

Папоротниковый стежок

Такой вид стежка используют для создания на поверхности красивых закругленных кружевных строчек. В основном им вышивают ветки деревьев, листьев, водоросли или папоротники. В основном используют такие швы для вышивки природных и цветочных мотивов. Сам шов является секцией из трех прямых стежков (вперед иголку) и все они выходят из одного прокола в ткани.

Выполняется такой папоротниковый шов несложно:

  1. Сделайте диагональный стежок из верхнего левого угла к нижнему правому углу (на рис. из точки 1 в точку 2)
  2. Второй стежок делаем из этого же прокола, идущим прямо. Для этого выводим иглу с изнаночной стороны в точку 3 (на рис. из точки 2 к точке 3)
  3. Третий стежок делается по диагонали из левого нижнего угла в правый верхний. Заканчивается он опять-таки в точке 2 (на рисунке из точки 4 к точке 2).

Вот и все. Продолжайте вышивать такими секциями, пока не дойдете до конца ряда.

Шов в раскол

Этот стежок – базовый среди видов ручных швов для вышивки. Выполнять его можно как самостоятельный элемент мотива, либо как контур, который используют в некоторых видах вышивки.

Техника вышивки этого стежка немного похожа на выполнение тамбурного шва. Выполняется он очень просто, но необходимо, чтобы в игле всегда было четное количество нитей.

  1. Выводим иглу с нитью на лицевую сторону нашей ткани и делаем прямой стежок как в технике “вперед иголку” (рис.А).
  2. Теперь выводим иглу на лицевую сторону близко к предыдущей точке входа иглы и прокалываем нить стежка посередине (поэтому желательно четное количество нитей, чтобы шов смотрелся красиво). (рис.Б)
  3. Далее повторяем всю предыдущую процедуру со следующим стежком. У нас должен получится вот такой красивый шов “в раскол” (рис. В).

Тамбурный шов

Классический тамбурный шов

Тамбурный шов – простой шов, выполнение которого происходит крючком с острым концом или иглой по готовому рисунку на льне, хлопчатобумажной ткани, шелке или другой ткани. Шов чаще всего выполняется шелковыми, хлопчатобумажными или льняными нитями. Шов применяется для аккуратной вышивки по контуру изделия, для гобелена и глади, в счетных швах, для фиксации края изделия, а также для ровной строчки и ажурной вышивки изделия.

Для облегчения шитья, тамбурный шов советуют исполнять сверху вниз. Игла с нитью выводится на лицевую сторону, делается петля и ведется в ту же точку или рядом, откуда было начало. Все это время петелька не затягивается полностью, и иголка выводится на поверхность ткани в точке, примерно на 0,5 см ниже точки начала. Далее нужно натянуть нитку так, чтобы петля аккуратно легла на ткань. Когда сделана следующая петелька, игла ведется в последнюю точку, где была закончена и выводится опять же на лицевую сторону внутри данной петли. Можно заметить, что шов получается аккуратный, петля в петлю, а на изнаночной стороне – строчный шов.

Тамбурный шов зигзагом

Тамбурный шов можно сделать зигзагообразным. Для этого шва иглу с ниткой для следующего стежка цепочки вкалывают в ткань не строго вниз по вертикали, а с наклоном то вправо, то влево. Наклон вы устанавливаете сами по желанию. Он может быть небольшим, а может и существенно отклоняться в стороны. Образуется зигзагообразная цепочка. Такой тип шва можно использовать для вышивания мелких деталей, листиков и лепестков.

Петля с прикрепом

Этот шов является вариацией тамбурного шва. Единственная разница – при выполнении петли игла вкалывается не в тот же самый прокол, из которого она выходила изначально. Она входит очень близко к нему, но не рядом. Игла с рабочей ниткой выводится на лицевую сторону, но не в середине петли, а в вершине дуги и делается закрепка этой петли. Такие швы используют при вышивании цветов с лепестками, например ромашек или маргариток. Также шов петля вприкреп используется в вышивке лентами.

Стебельчатый шов

Стебельчатый шов – простой шов, выполняющийся при вышивании гладью на льне или на хлопчатобумажной ткани. При вышивании он выглядит как пара прилегающих друг к другу горизонтальных стежков. Используются такие швы для вышивки рисунков по контуру и для обработки самых маленьких деталей мотива. Вышивка производится на хорошо закрепленном полотне, заранее постиранном и поглаженном. Нить для работы должна быть не слишком длинной, чтобы избежать возможного перекручивания и запутывания.

Техника подразумевает вышивание слева направо. Прикрепляется нить на изнаночной стороне без узелка – двумя последовательными стежками по самому краю рисунка. После в правую сторону вышивается первый стежок. Затем под изнанкой игла возвращается влево и выводится на лицевую сторону в середине первого стежка. Это начало вашего второго стежка.

Нить не должна быть сильно натянута, так как может пойти перекос по рисунку. Важно следить при выполнении следующего стежка, чтобы нитка всегда находилась над иглой. Не под иглой, и всегда с одной стороны от иглы – справа или слева.

Шов Гольбейн

Шов Гольбейн – простой шов, одинаково выглядящий при вышивке с лицевой и с изнаночной стороны. Вышивка швом Гольбейн выглядит как стежки «вперед иголкой». Но после игла возвращается назад, заполняет оставшиеся пустые места между стежками. Опытные вышивальщицы при этом переворачивают ткань и вышивают в обратном направлении к самому первому стежку.

Ткань под вышивку швом Гольбейн подходит хлопчатобумажная или льняная равномерного плетения. Иголка подойдет тонкая гобеленовая с тупым кончиком, такая игла не будет разделять ткань на нити. Рабочая нить должна соответствовать толщине нитям ткани, обычно одинарная.

Петельный или обкидной (краеобметочный) шов

Шов петлями или обкидной шов – несложный шов. Такие швы для вышивки используются при создании узоров на ткани, а также для обметки проделанных петель и аккуратной обшивки краев изделия.

Шьют обкидным швом всегда слева направо. Во время вышивания, необходимо следить за нитью, она должна всегда быть перед иглой, делая петлю. Надо вытянуть иголку с рабочей ниткой с изнаночной на лицевую сторону. Опустить нитку вниз и выполнить петлю. Потом выполнить стежок с изнаночной стороны так, чтобы нить находилась под острием иглы. После этого протянуть иголку, чтобы образовалась петля.

Ширина, высота и направление шва всегда определяется самостоятельно. Расстояние между стежками варьируется в зависимости от того, какой шов вы хотите получить – плотный (рис. а) или нет (рис. б).

Шов “елочка”

Шов «елочка» – простой шов для отделки изделий. Внешне шов похож на петельный (обкидной) шов или раскрытую тамбурную петлю.

Шов «елочка» выполняется в два шага. После закрепления нити игла прокалывает лицевую сторону на изнаночную и выводится на лицевую сторону. Рабочая нить обязательно должна находиться под острием иглы. Образовалась одна сторона шва. Следующий стежок выполняется также, но с другой стороны шва и ниже.

Крестиковые швы для вышивки

Полукрест или шов роспись

Шов «полукрест» или «роспись» – несложный двусторонний шов, выполняющийся сначала вперед, потом назад (рис. а). По сути, это первая палочка стандартного крестика. Шов начинают с левой стороны направо по контуру узора, прокладывая стежки «вперед иголкой». После этого, наоборот, двигаются с правой стороны налево. При этом заполняют оставшиеся расстояния с предыдущего ряда. Два раза сделанные стежки не перекрываются. Идеальная линия получается при правильном уколе иглой в предыдущий укол.

Шов крестик

Шов «крест»– простой шов, получающийся путем двух перекрещивающихся между собой стежков. Вышивают таким швом обычно различные узоры на льне по обозначенной канве или по контуру с определенными точками.

Гобеленовый шов

Он напоминает шов «полукрест», выполненный по диагонали (косое гобеленовое шитье) или по вертикали.

Гобеленовый шов всегда вышивают в одном направлении — слева направо. Косое гобеленовое шитье выполняют диагональным стежком снизу вверх, т.е. из левого нижнего угла в правый верхний. Стежки с изнаночной стороны выглядят вертикально.

Гладьевые швы для вышивки

Косая гладь

Шов «косая гладь» служит для заполнения узора, где сама форма, например, небольшие цветы, не предназначена для равного создания стежков. Шов начинается с наметывания контурного шва «вперед иголкой». Далее вся площадь заполняется косыми небольшими стежками. Стежки делаются сверху слева направо.

“Пышечка”

Шов «Пышечка» или «Горошек» исполняется по двухслойному настилу, поэтому шов на изделии имеет выпуклую поверхность. Контур узора наметывают швом «вперед иголку». Настил прокладывают вдоль формы, далее по настилу контура вышивают двустороннюю гладь.

Венгерский шов

Если вас заинтересовали счетные швы для вышивки, то венгерский стежок – один из них. Это рисунок, состоящий из прямых швов разной длины. Он довольно легок в выполнении и его можно использовать для заполнения больших участков в рисунках. Такой шов очень эффектно выглядит, если он выполнен нитками контрастных цветов.

Декоративная вышивка. Простые швы. Мастер-класс с пошаговыми фото

Вышивка – это вид рукоделия, который является одним из самых распространённых. Корни к нему ведут с давних времён и, несмотря на это, до сих пор вышивкой украшают скатерти, одежду, рушники и т. д. Есть множество видов вышивки, но если вы новичок, то для начала стоит ознакомиться с простыми декоративными швами. Вышивая ими, вы приобретёте основные навыки и научитесь владеть иглой.

Начните вышивать на канве, тогда вам легче будет освоить практику вышивания декоративных швов, которые мы сейчас и рассмотрим.

К каждому виду шва будет небольшая инструкция и схема. Стрелочки на схемах показывают направление стежков, сплошные линии – это лицевые швы, а пунктирные – это изнаночные.

Схемы понятные и доступные, поэтому разобраться что и к чему будет довольно просто. К тому же к каждому шву прилагается образец, в котором первый ряд – это лицевой шов, а второй – изнаночный. Обратите внимание на то, что хвостик нитки спрятан между тканью и швами. Так вышивка с изнаночной стороны выглядит аккуратнее.

Читайте также:  Снеговики. Подборка схем для вышивки крестом

Виды швов вышивки. Фото

Шов “роспись”.

Этот шов является двусторонним и состоит из простых стежков. Сперва вышиваем нитью одного цвета, затем, начиная сначала, нитью другого цвета. Стежки могут быть как горизонтальными, так и диагональными. Главное, чтобы они были одной длины.

Шов “кривулька”.

Этот шов вышивается по диагонали нитками двух цветов. Сначала вышиваем одной нитью, затем также заполняем промежутки между стежками нитью другого цвета.

Шов “верхошов”.

Сначала вышиваем вертикальным стежками, которые затем овиваем рабочей нитью с лицевой стороны.

Шов “бегунец” или “червячок”.

Шов состоит из шва “кривульки”, которую также снизу и сверху подчёркиваем рабочей нитью.

Шов “полукрест”.

Если этот шов выполнять чётко и все стежки вышивать в одном направлении, то он будет красивым. Выполнив швы в одну сторону, можно вышить их в обратную и получится вышивка крестом.

Шов “косичкой”.

Внешне похож на полосу из крестиков. Его используют как дополнение к узорам. Вначале делаем косой крестик, а потом с нижней левой точки креста делаем наклонный стежок направо вверх. Иглу ведём справа налево, пронизываем через правый верхний угол крестика и перекрываем ниткой первый наклонный стежок.

Шов “прямой крест”.

Вышивается одинаковыми взаимоперпендикулярными стежками.

Шов “болгарский крест”.

Выполняется из четырёх стежков. Сначала вышиваем обычный крестик и выполняем вертикальный стежок, который покрываем горизонтальным слева направо. Такой шов используют при вышивке панно, ковров, подушек.

Шов “качалочка”.

Продольные или поперечные “качалочки” образуют из ряда параллельных стежков, проложенных впритык один к одному. Изнаночный шов, как и лицевой, является также декоративным.

Все швы декоративной вышивки можно вышивать в различном направлении, создавая красивый узор на изделиях.

Как вышивать крестиком

Научиться вышивать крестиком несложно: разнообразие швов в этой технике небольшое, а готовые схемы и наборы ниток помогут безошибочно подобрать цвета. Самое главное – научиться не сбиваться со счёта, когда одним и тем же цветом нужно вышить длинный ряд крестиков. Для этого вышивальщицы придумали ряд хитростей, которыми обязательно нужно воспользоваться, чтобы работа шла быстрее. Особенно важно применять подобные приёмы, когда размер вышиваемого полотна значителен, крестики – мелкие, а канва – густая.

Начинать нужно с работ, где размеры каждого крестика большие, изображение – миниатюрное. На небольших вышивках можно отработать технику, прежде чем приступать к огромному полотну.

Что понадобится для рукоделия

Любая работа требует подбора подходящего инвентаря, исключение не составляет вышивка крестом.

Рекомендуется пойти простым путём, купив готовый набор, содержащий:

  • схему вышивки с указанием цветов ниток;
  • нитки, распределённые по цветам, каждому из которых присвоен номер;
  • канву необходимого размера.

Встречаются расширенные наборы для начинающих, куда добавлены пяльцы, специальные иголки, а иногда и ножницы. Каждый раз покупать эти предметы означает переплачивать за них. Лучше приобрести отдельно удобные в использовании пяльцы и ножницы, а также – набор иголок.

Самым опытным вышивальщицам удаётся взять схему из Интернета, купить под неё по цветам нитки и канву с нужным шагом отверстий, чтобы выполнить работу без набора. Трудно сказать, что оказывается дешевле: покупка ниток и канвы по отдельности или приобретение готового набора. Вероятно, такой шаг оправдан, когда в продаже нет набора для вышивки крестом с нужной картинкой.

В наборе для вышивки крестом часто можно обнаружить не только цветные нитки, но и меланжевые – с переходами цветов, мерцающие или «металлик». Наиболее часто применяются нити мулине. Некоторым вышивальщицам нравится использовать клубки «Ириса», благодаря которому крестики получаются более объёмными и блестящими. Игра цвета может получиться тогда, когда часть крестиков вышивается симметрично остальным. «Ирис» годится только для рисунков с крупными крестиками. Мулине можно расслаивать на нужное количество нитей. Крупные крестики вышиваются в три нитки, обычные – в две, мелкие – в одну.

Меланжевые нитки выручают, если нужен уж очень плавный переход, для которого не подберёшь соседних цветов из стандартной палитры ниток. Для создания эффектов используют нитки с люрексом («металлик»), флуоресцентные и светящиеся в темноте нитки.

Канва

Канва может быть включена в набор, а также продаётся отдельно. Приобретая её, важно смотреть на шаг между отверстиями. Канва «Аида» имеет номера, показывающие шаг отверстий для иглы, то есть клеток. Чем больше нитей в канве приходится на дюйм (именно это число даёт номер изделия), тем больше клеток получается в квадратном дециметре. В наборах чаще встречается именно эта марка канвы.

Бывает дизайнерская канва, куда непосредственно наносится рисунок. Цвета вышитого рисунка при такой канве получаются более глубокими.

Для детской вышивки крестом нередко используют пластиковую канву, где можно работать, не применяя пяльцы, так как она хорошо держит прямую форму, не осыпается и не тянется.

Если нужно вышить что-то на гладкой ткани или трикотажном полотне, то хорошо выбрать накладную канву, удаляемую после вышивки. Среди новых технологий – канва, растворимая водой: достаточно постирать изделие с вышивкой, и не придётся выдёргивать нити по одной.

Пяльцы

Невозможно хорошо и ровно вышивать крестиком без грамотно выбранных пяльцев. Если работа больше напоминает ковёр или покрывало, нежели миниатюру, пяльцы обязаны быть большими. Если заниматься вышивкой целый день, то лучше выбрать кресельные пяльцы со штативом или диванный станок, освобождающие обе руки.

Если крестик мелкий, то к пяльцам придётся взять дополнение в виде большой лупы на штативе. Данным приспособлением хорошо пользоваться рукодельницам с плохим зрением.

Для миниатюрных работ сгодятся небольшие пластмассовые или деревянные пяльцы.

Для удобства их оснащают винтом, чтобы наружное кольцо было легче раздвигать в зависимости от толщины канвы или ткани, на которой делается вышивка. Лучше иметь про запас пяльцы разных диаметров, так как вышивать крестиком можно наволочку на подушку, сумку, футляр для очков или кошелёк.

Иглы, ножницы

Иголки для вышивания имеют большое ушко и слегка затупленный кончик, легко распознаваемый по характерному закруглению, в отличие от обычной швейной иглы. Такое остриё делается для того, чтобы вышивальщица не попадала в нить канвы и не прошивала её насквозь. Подобной иголкой легче на ощупь найти отверстие в канве, отчего крестики получаются идеально ровными, а вышивка – красивой.

Широкое ушко необходимо для быстрой заправки нитки. Особенно это важно, когда используется мулине в несколько нитей: в узкое ушко вдеть их весьма проблематично.

Специальные ножницы для вышивки крестом существуют, и это не только популярные ныне «цапельки», но и обычные изогнутые ножницы с очень острым углом на кончиках. Такой парой удобно резать, расположив лезвия параллельно канве. Если подобных ножниц нет, можно воспользоваться маникюрными.

Вторые ножницы, без которых не обойтись вышивальщице, – портновские. Ими удобно отрезать канву от рулона или нарезать полоски ткани, которыми доставляется канва, если она мала для пяльцев.

Для нитей «металлик» потребуется отдельная пара ножниц, приспособленная для большей нагрузки. Нить с включением металлизированных волокон подобна проволоке, поэтому может со временем испортить настолько точный инструмент, как ножницы-цапельки или изогнутые. Получится для жёстких нитей использовать кусачки или ножницы по металлу, если последние не сильно громоздки.

Какие бывают виды швов

Сперва стоит научиться вышивать крестиком длинные последовательности и одиночные элементы. Единственный крестик вышивается от нижней левой точки в правую верхнюю, затем от нижней левой – в верхнюю правую. Если вам удобнее работать с другой ориентацией, то можно начинать с верхней левой точки, и тогда крестик получится зеркальным. Важно соблюдать одно направление крестиков для всей вышивки, если только вам не вздумается поиграть с оттенками.

Последовательность крестиков вышивается так: сначала проходится необходимое количество крестов справа налево, потом возвращаемся слева направо, делая из получившихся диагоналей целые крестики. Этот метод называется датским. Выполнение каждого крестика в отдельности – это английский метод.

Для контуров и мелких деталей применяется шов «назад иголку». Встречается другое его название – «бэкститч». Многие портнихи знают особенность данного шва имитировать машинную строчку.

Неразрешимую задачу для новичков, занявшихся вышивкой крестом, представляют такие элементы как:

Вроде бы всё обозначает дробные части стандартного крестика, однако технология выполнения их различна. Полукрест – это обычные диагонали, не «закрытые» встречными стежками креста. Реальную половинку крестика можно получить за счёт выполнения ¾ креста. При этом прошивается одна диагональ полностью, вторая – только наполовину: из угла до уже вышитой полной диагонали. Подразумевается, что к ¾ креста должно быть дополнение другого цвета. Его можно вышить как остаток диагонали. Такой вид называется ¾ крестика + ¼ крестика.

Можно дополнить оставшееся пространство и по-другому: параллельно целой диагонали прошить такую же, но иного оттенка, затем добавить к ней неполную диагональ этим же цветом. Такая схема называется ¾ крестика + ¾ крестика.

Вроде бы становится понятно, что такое ¼ крестика, но не будем торопиться. Четвертью крестика нередко называется полноценный маленький крестик, вчетверо меньший своего большого собрата. Такими мелкими крестиками вышивают пальцы рук, черты лица или мордочки животного и прочие детали картины, требующие точной передачи оттенков или просто очень мелкие.

Способ вышивки крестом

Помимо английского и датского методов вышивки крестом, нередко приходится выполнять двойные диагонали, если того требует рисунок. Двигаться вверх или вниз по диагонали нужно через ряд, чтобы не получалось так, что через то же отверстие, куда только что была пропущена нитка, придётся вывести её. На обратном пути вышиваются пропущенные крестики и заполняются те, стежки которых выполнялись ранее.

Помимо традиционного крестика существует болгарский, сочетающий в себе не два, а четыре стежка. Два из них диагональные, два остальных – горизонтальный и вертикальный, все они заполняют квадрат. Болгарским крестом вышивать хорошо рисунки с крупными элементами. Идеально такой крестик подходит для национальных орнаментов, великолепно смотрится на полотенцах, котомках, торбах, рукавицах.

Удивительно, но наши бабушки часто обходились без канвы. Для вышивки по вафельному полотенцу она не нужна вовсе: ткань и так идеально расчерчена на квадратики. Очень мелкие крестики хорошо выходили на суровом полотне. Счётным элементом служило переплетение нитей: 2 нити основы и 2 – утка брались за размер каждого крестика. А вот с временной канвой получалось вышивать даже на гладких тканях вроде болоньи. Нашивалась съёмная канва, на неё наносилась разметка или рисунок, а после окончания вышивки крестом оставалось по ниточкам выпороть эту временную основу.

В прошлом веке были популярны набивные картинки с квадратиками, по которым было легко вышивать крестиком рисунок. Использовалась подкладочная шёлковая ткань, на которую наносился готовый цветной рисунок, поделенный на клеточки. «Уколоть» иголкой прокрашенный квадратик было сложно: иголка легче входила в шёлк, свободный от краски. Достоинства таких картинок для вышивки: небольшая стоимость и отсутствие отдельной цветовой схемы, отвлекающей от процесса вышивки. Основной недостаток – недолговечность синтетической подкладочной ткани.

Современный аналог подобных картинок – канва с нанесённым рисунком. Она намного прочнее и долговечнее, к тому же имеет отверстия для точного попадания иголкой.

Как научиться вышивать крестиком пошагово

Приступая к работе, следует натянуть канву с разметкой на пяльцы. Если канва изначально представляет собой девственное полотно, не размеченное клеточками, то расчертите её сами с шагом 10 Х 10 крестиков простым карандашом и только потом заправляйте. Канва должна быть натянута туго и не вестись вслед за иголкой и ниткой.

Встречаются наборы, где рисунок занимает практически всю канву, положенную в комплект. Возникает вопрос: как поступить с краями и углами, их же невозможно зажать в пяльцах? Для этого канву хорошо надставить полосками любой ткани. Желательно, чтобы толщиной она была примерно, как канва, тогда получится её хорошо заправить в пяльцы.

Наиболее практично использовать описанный выше датский метод: нитки не путаются, аккуратной получается даже изнанка вышивки. Освоив его, можно смело вышивать крестиком наволочки и одежду.

Для вышитых картин и скатертей откажитесь от узелков в начале и конце нитки. Научитесь оставлять и придерживать длинный конец в начале вышивки так, чтобы прихватить его изнаночной стороной стежков. Кончик нитки заправляется под стежки такого же цвета. Если вы сменили нитку, не меняя цвета, то можете продёрнуть её начало с изнаночной стороны под стежки, вышитые ранее. Такая техника избавит поверхность картины или скатерти от «шишек» и «горбов». Если кончик нитки оказался коротковат, чтобы проводить его под стежки иголкой, воспользуйтесь нитковдевателем, продев его проволочку под желаемыми стежками, и всё получится!

Готовую работу требуется оформить. Если это подушка, то к вышитой канве стоит подобрать аналогичный по размеру лоскут, застёжку-молнию и всё сшить с изнанки. Не выворачивая на лицо, прогладьте работу, после чего наволочку можно вывернуть и надеть на готовую подушку. Если есть только наполнитель, лучше отдельно сшить гладкий наперник, заполнить его, а вышивку оформить именно как наволочку.

Вышитые картины требуется вставить в багет или стандартную рамку для фотографий. Чтобы работа выгодно смотрелась, закажите антибликовое стекло.

Пошаговая инструкция

Подведём резюме, как нужно вышивать крестом работу полностью:

  • Открываем набор и проверяем комплектность.
  • Раскладываем нитки по цветам и номерам в органайзер, который удобно сделать из саше с прозрачными кармашками или обычного фотоальбома.
  • Расчерчиваем канву, если на ней нет готовой разметки.
  • Обшиваем канву тканью, если рисунок подходит слишком близко к краям.
  • Изучаем схему и приступаем непосредственно к работе. В процессе стоит делать карандашные пометки на местах смены цвета нити.
  • Когда вышивка крестом готова, принимаем решение, стоит ли её стирать. Если да, то разводим мыльный раствор и аккуратно полощем готовую работу без трения. Перемещаем в воду для полоскания, выполаскиваем мыло и вешаем сушиться, не отжимая.
Читайте также:  Магнолия и лилия: вышивка пошагово с фото

Оформляем работу согласно задумке: на скатерть пришиваем бахрому, для подушки делаем из вышивки наволочку, для сумки сшиваем два вышитых полотна. Картину заправляем в раму.

Как правильно вышивать крестиком по схеме

Строгих рекомендаций для работы со схемой нет, но лучше отталкиваться от какого-либо из краёв вышивки. Двигаться, заполняя зону одного цвета крестиками, можно снизу вверх или сверху вниз, но чаще выбирается направление слева направо, как мы читаем и пишем. Если цвет повторяется в вышивке крестом часто, хорошо сразу заполнить им несколько зон, после чего вдеть другую нитку и приступить к следующему оттенку. Если переход между областями одного цвета слишком велик, нитку не стоит протягивать с изнанки: лучше обрезать, закрепить и начать на новом месте с закрепления.

Если проблематично не промахнуться с началом нового «островка», лучше возьмите нить (или несколько разных нитей, в зависимости от рисунка) соседствующего оттенка, вышейте промежуточный участок, а потом начните работать прежним цветом.

Ошибочно вышитые ряды придётся выпороть: вышивать одним цветом поверх другого не стоит, так как это испортит фактуру изделия. Да и проглядывающий контрастный оттенок будет смотреться плохо. Чтобы не ошибаться, изучите детально инструкцию к вышивке крестом, рассмотрите схему, поймите, где используется какой оттенок.

Схемы вышивок для начинающих

Не стоит браться сразу за вышивку крестом огромной картины. Небольшая вышитая миниатюра делается быстро и даёт повод гордиться своим трудом. Даже для начинающих сейчас вполне реально подобрать эффектную картинку для вышивки.

Оформление работы

Вышивка крестом делается не для того, чтобы лежать на полке в шкафу. Если вышитых картин в доме достаточно, можно переключиться на наволочки для диванных подушек, скатерти и салфетки, газетницы, сумки и прочие практичные вещи.

Обиходные изделия с вышивкой крестом требуют особого ухода:

Нельзя стирать вещи с вышивкой крестом в едких растворах и слишком горячей воде. Гладить нужно на такой температуре, которую выдерживают нитки и основа. В инструкции к набору должно быть сказано об этом. Если такой пометки нет, то руководствуйтесь материалом ниток: хлопок, шерсть, синтетика. Гладьте всегда с изнаночной стороны.

Картины с вышивкой нужно натянуть на лист фанеры, оргалита или ДСП. Лучше всего закрепить полотно стежками, переброшенными с одной стороны на противоположную: с левой – на правую, с нижней – на верхнюю. Чем гуще получатся стежки, тем ровнее сядет вышивка на основу. Вышитые картины лучше вставлять в рамки с антибликовым стеклом. Нежелательно вешать эти изделия там, куда попадают прямые солнечные лучи. Если свет всегда проходит только через оконное стекло и стекло на раме, вышивка практически защищена от ультрафиолета.


Вышивальные швы

Мы поможем Вам сделать самые первые шаги в вышивке и надеемся вдохновить на создание собственных шедевров. Подробные фото и описание техники выполнения стежков познакомят Вас с девятью основными швами, а также расскажем как закрепить нитки в начале и конце работы.

Вышивальные швы: материалы и инструменты для работы

Чаще всего вышивку выполняют нитками «мулине» – это качественные хлопковые нитки, скрученные из 6 тонких волокон. В зависимости от желаемой плотности вышивки отделяют одно или два волокна и вставляют в иглу в одно или два сложения.

Цветовая палитра мулине насчитывает сотни цветов. Эти нитки производятся большим количеством фирм и у каждой из них принята своя маркировка оттенков. Готовые схемы для вышивок обычно содержат раскладку цветов для ниток одной из популярных фирм. Существуют таблицы перевода цветов мулине, для замены ниток одной фирмы нитками другой.

Кроме того, существует множество специальных ниток для вышивки с разнообразными эффектами: перламутр, блестящий люрекс и другие.

Итак, давайте рассмотрим различные вышивальные швы!

Начало и окончание вышивки

Первый способ начала вышивки

Завяжите узел на конце нити.

Вставьте иглу в ткань с лицевой стороны, отступив несколько сантиметров от места начала вышивки в ту сторону, куда будете вышивать. Протяните нитку и выведите иглу на лицевую сторону в точке начала шва.

Прошейте несколько стежков, прихватывая с изнанки нитку к узелку.

Срежьте нитку от узла близко к стежкам, остаток вытащите за узел.

Второй способ начала вышивки

Этот способ можно использовать, если Вы вышиваете нитью в два сложения.

Сложите нить пополам, так чтобы с одной стороны образовалась петля. Второй конец вденьте в иглу.

Вставьте иглу с изнаночной стороны ткани, сделайте небольшой стежок и снова выведите иглу на изнаночную сторону. Не вытягивайте нить полностью, оставьте петельку.

Проденьте иглу в петельку и затяните. Нить закреплена!

Окончание вышивки

Проведите иглу с изнаночной стороны через несколько ближайших стежков и обрежьте нить.

Шов “Назад иголку”

Шов выполняется справа налево.

Выведите иглу, отступив влево от начала шва 3 мм (длина стежка). Вставьте иглу в начало шва и выведите на лицевую сторону на 3 мм левее предыдущего входа.

Вытащите иглу и нить.

Повторите для следующего стежка.

Шов “Тамбурный”

Выведите иглу на лицевую сторону в точке начала шва. Снова введите иглу в то же отверстие, а затем выведите, отступив необходимое расстоянии (длину стежка-петельки).

Протяните иглу с ниткой через ткань и затяните петельку.

Выполняйте следующие стежки точно так же.

Шов «Крест» («Крестик»)

Сначала вышивайте одну диагональ всех крестиков в ряду.

В конце ряда делайте стежки в обратном направлении, «закрывая» каждый крестик.

Во всех последующих рядах последовательность диагоналей должна быть той же: верхние стежки все должны быть наклонены в одну сторону.

Для более достижения плавной линии вышивки используют «полукрест».

Одну из диагоналей (в соответствии с рисунком) вышивают полным стежком, а вторую только до середины крестика.

Шов «Ёлочка»

Шов выполняется справа налево. Ориентируйтесь на 4 горизонтальных линии (при необходимости можно прочертить их специальным маркером для ткани).

Выполняйте петли «Ёлочки» как показано на фото, смещая каждую петельку сначала влево и вниз, а потом влево и вверх.

Шов «Полупетельки вприкреп»

Шов выполняется слева направо.

Выведите иглу в точке начала шва на лицевой стороне ткани. Введите иглу в ткань отступив на ширину петельки и выведите в точке, расположенной на несколько миллиметров ниже середины петельки. Нитку удерживайте под кончиком иголки.

Затяните нитку и вколите снова в ту же точку, но под ниткой петельки, фиксируя её.

Выведите иголку на лицевую сторону, отступив от края первой петли желаемое расстояние, и повторите следующую петлю тем же способом.

Шов «Французский узелок»

Выведите иголку в точке узелка. Туго натяните нитку и, направив кончик иглы вниз, намотайте нить на иглу (1-3 раза, в зависимости от желаемого размера узелка).

Придерживая нить, вколите иглу рядом с входом нити, отступив минимальное расстояние.

Вытягивайте иглу, придерживая узел.

Аккуратно затяните узелок.

Шов «Козлик» («Рыбная косточка»)

Ориентируйтесь на две параллельные горизонтальные линии (при необходимости можно прочертить их специальным маркером для ткани). Шов выполняется слева направо, как показано на фото.

Ширина и длина всех стежков должна быть равномерной. Повторяйте стежки до конца ряда.

Шов «Гладь» («Атласный»)

Стежки кладут очень близко друг к другу, плотно заполняя желаемую форму.

Изнаночная сторона в данном шве повторяет лицевую.

Детали рисунка заполненные гладью часто обрамляются швом «назад иголку» или «стебельчатым» для получения красивого контура.

Шов «Стебельчатый»

Шов выполняется слева направо.

Выведите иглу на лицевую сторону в начале шва. Введите в ткань, отступив желаемую длину стежка (2-3мм) и выведите в середине будущего стежка.

Протяните нитку на лицевую сторону и повторяйте до конца.

Большая подборка швов и строчек для ручной вышивки

Сегодня настал черёд изучить средства художественной изобразительности в вышивке — различные швы. Будьте терпеливы, дочитайте статью до конца, вас ждёт мотивация и вдохновение!

Скажу сразу, что при таком невероятном многообразии швов и техник в вышивке мы будем рассматривать только самые важные и интересные, на мой взгляд, мои любимые способы вышивания.

Крестик. Начну с самого простого, но вместе с тем с самого значимого элемента и способа вышивки. Про его связь с обрядами и верованиями древних русичей мы уже говорили в первой части нашей беседы о вышивке. Крест считался защитой от тёмных сил и любого зла. Его и сейчас используют в тех же целях. Крест лаконичен и красив, но самое магическое и невероятное его свойство для меня в том, что благодаря маленькому колючему ёжику» получаются картинки. Всё дело в размере и количестве этих «ёжиков», конечно. Крестики как пиксели: чем их больше, тем изображение чётче и реалистичнее.

Расход ниток будет меньше, работа будет продвигаться гораздо быстрее, вышивка будет выглядеть аккуратнее, если вы сначала вышьете нижние диагонали всех крестиков (например: справа налево снизу вверх). А потом уже будете заканчивать крестики перпендикулярной перекладиной (например: слева направо снизу вверх). Обратите внимание! На рисунке показан способ экономии времени: не обязательно вытягивать иголку под пяльцами, а потом снова возвращать её на лицевую сторону вышивки. Можно одним движением сделать стежок и сразу оказаться в нужном месте! Вот такая маленькая хитрость.

Когда говорят про вышивку крестиком, сразу представляется простой крест или «русский крестик», а ведь существует ещё множество видов вышивки крестом.

Остановлюсь ненадолго на сложном (двойном) кресте и на счётной глади.

Двойной крест или «болгарский крест» немного похож на снежинку и состоит из двух крестов, наложенных друг на друга со сдвигом.

К вышивке крестом относится также и счётная гладь. Напомню, «счётной» эта гладь называется потому, что длина стежка определяется считанным числом нитей основы (канвы).

Теперь логично будет познакомиться с тёзкой счётной глади — с гладью несчётной. На Руси её называли «атласник». Поверхность готовой вышивки ровная и гладкая как атлАс. Атласник отличается от счётной глади тем, что длина и направление его стежка определяются только контуром той или иной детали вышивки.

Для атласника важно подготовить «настил» — это как скелет для костно-мышечной ткани, как фундамент для будущего дома. Настилом может быть контур детали вышивки (листка, лепестка и т.д.) «обведённый» тамбурным или другим швом (тамбурный шов мы рассмотрим позже).

Если деталь вышивки крупного размера, то необходим настил (как я его называю) по всей её площади, который чаще выполняется нитками в тон фона. Стежки настила могут быть достаточно редкими, они не должны покрывать всю площадь детали, но важно, чтобы они были перпендикулярны будущей основной вышивке атласником. Такой «фундамент» поддержит верхнюю вышивку, сделает её объёмной, придаст ей аккуратный и ровный вид. Лицевые (верхние) стежки самой глади не будут проваливаться или провисать. Обратите также внимание на натяжение нити во время вышивания, чтобы стежки ложились плотно, но в то же время не стягивали ткань.

Для экстра объёма деталь можно вышить гладью в два слоя, стежки которых будут перпендикулярны друг другу.

Следующим номером нашей программы будет тамбурный шов. Шов «цепочка» или «тамбур» — это непрерывная цепочка петелек, выходящих одна из другой. Петельки могут быть мелкие и крупные в зависимости от толщины нитки и длины выполняемого стежка. Тамбурной цепочкой вышивают различные узоры по свободному контуру или застилают рядами всю плоскость мотива. Этот шов тоже имеет свои вариации и усложнения.

«Петлю с прикрепом» можно считать разновидностью тамбурного шва или скорее отдельно взятым его элементом.

А теперь на нашей сцене «французский узелок» — милейшее изобразительное средство в вышивке! С его помощью можно легко придать работе объём и шарм. Сами видите, какие разные образы можно создать с помощью этого маленького, да удаленького узелка.

А между тем, делается он очень просто: иголка обвивается двумя кругами нитки, вкалывается в ткань рядом с выходом конца нитки из ткани и протаскивается сквозь эти петли. Узелок готов!

Следующий шов — рококо. Мне это название напоминает курочку. И если «французский узелок» — это цыплёнок, то рококо — его мама, потому что рококо — это усложнённая интерпретация французского узелка, на мой взгляд. Для рококо иголку нужно вкалывать на расстоянии от выхода нити из ткани, а когда конец иглы появится рядом с выходящей из канвы нитки, на него нужно намотать немного больше петелек нитки, чем для узелка. После того, как вы протянете иголку с ниткой сквозь петли, у вас получится «гусеничка» или «улыбка», как кому нравится. Её мы укладываем, как этого требует задумка и композиция вышивки, и фиксируем, вкалывая иголку в ткань в нужном месте. Обратите внимание на то, что нитка должна быть полностью прикрыта петлями: «гусеничка» должна получиться плотная. Для этого количество оборотов нитки вокруг иглы должно соответствовать расстоянию между выходом нитки из ткани и последующим входом иглы в ткань. Вы можете немного подтянуть и уплотнить петельки на нитке, но не до бесконечности.

Рококо чаще всего используют для вышивки цветов и листьев.

А сейчас… Моя любимая мережка. Когда моя мама преподавала «мастерские» (труд) в педагогическом училище, она по собственному желанию освоила и этот вид рукоделия, хотя и так владела и владеет внушительным набором творческих навыков. Вечерами я с упоением наблюдала, как мама колдует над пяльцами и вытворяет чудеса с ниточками…

Читайте также:  Подушка с букетом: вышивка пошагово с фото

По-моему, самое неприятное в мережке — это скучный и довольно-таки трудоёмкий процесс вытягивания ниточек из ткани (продёргивание), чтобы создать «плацдарм»: для дальнейшего творчества. А дальше необходимо вооружиться какой-нибудь оптикой и обеспечить хорошее освещение (как и для любого вида рукоделия). Если наберётесь терпения, то шедевр вам обеспечен! Мережка — это дух народной вышивки! Это невероятно красиво, самобытно и нежно! Смотрите сами:

Существуют разные мережки. Есть виды мережки, предназначенные для работы с«дорожками» (как я для себя называю дырявые продёрнутые полосатые пространства на ткани). А есть виды мережки подходящие для украшения и обработки углов будущего узора.

Чтобы избежать разочарований, начать нужно с «забега на короткую дистанцию» — с простого вида мережки и короткой «дорожки». Когда положительный результат вас вдохновит, можно браться и за более трудные варианты этой сквозной вышивки. Дерзайте!

На мой взгляд, мережка — сестра плетения и родственница макраме.

Преклоняюсь перед красотой и благородством ещё одного вида вышивки. Знакомьтесь! Великолепное ришелье собственной персоной. Также как и мережка, этот способ вышивки пограничный с другими видами рукоделия. Ришелье очень похоже на кружево. Также ришелье близко к вязанию и макраме, потому что содержит «навесные» (как я их называю) элементы над фрагментами ткани, которые впоследствии будут вырезаны. Эти плетёные из ниточек перетяжки, похожие на канатные мосты над пропастью, как атланты держат на себе всю композицию и центральные фрагменты ажурной, сквозной вышивки.

Следующий шов, который мы с вами рассмотрим — стебельчатый. С вашего позволения, на нём я и закончу. Но не торопитесь уходить. 🙂 В конце этой статьи вас ждёт самое интересное!

Это был наш последний «экспонат» на сегодня. Но прошу вас, прочитайте публикацию до конца.

Если вы всё это время восхищались изделиями мастеров, любуясь картинками и фотографиями, и с грустью думали, что вам создание таких шедевров не по плечу… Приведу вам причины, которые смогут вас вдохновить.

1. В Китае живёт женщина, которая родилась без рук в прямом смысле этого слова. Самое удивительное заключается в том, что она является талантливой вышивальщицей!

Согласитесь, что после такого говорить о себе полноценной и здоровой: «безрукая» или «не из того места руки растут» — просто грех!

2. Современный мир предлагает в помощь столько всяких приспособлений, которые облегчают процесс творчества и помогают получать одно сплошное удовольствие от вышивания.

В вашем распоряжении удобные лампы с увеличительными стёклами, чтобы сберечь зрение. Сконструированы пяльца разнообразных размеров, форм и моделей, целые установки для закрепления тканей во время вышивки.

3. Мы имеем гораздо больше возможностей, времени и сил для творчества ради удовольствия, чем наши прапрабабушки, на которых было натуральное хозяйство с домашними животными и птицами, сад-огород, как правило, многодетные семьи и тяжёлый физический труд в поле.

4. Вы можете не только наслаждаться процессом творчества, но и использовать результат (продукт своей деятельности). Он может стать прекрасным подарком для родных и близких, оберегом вашего дома, украшением для вас самих. Кто-то за своё хобби ещё и материальное вознаграждение получает, как мастера Ярмарки, например.

5. И наконец, самое главное, на мой взгляд! Творчество даёт современной женщине возможность почувствовать себя немного феей, доброй волшебницей, созидательницей уюта и доброй атмосферы в доме. Вышивка или другой вид творчества способно сделать из вас ещё более «добрую и счастливую» женщину, жену, маму, сестру, подругу… Любое рукоделие во много раз полезнее для душевного равновесия и здоровья вообще, чем просмотр сериалов по ТВ или сплетни с соседями. Творчество помогает снять стресс, найти внутреннюю гармонию и покой.

Поэтому занимайтесь творчеством и будьте счастливы, дорогие волшебницы!

Виды швов

20 февраля, 2015

Виды швов и их применение


Сегодня мы расскажем о швах, которые выполняются на швейной машине. Машинные швы подразделяются на 3 основные группы — соединительные, отделочные и краевые. Изучив виды швов, поняв, как выполняется каждый их швов и попрактиковавшись на образцах, вы добьетесь того, что в изделиях все швы будут выполнены идеально.

Соединительные стачные швы

Стачные швы применяются для стачивания деталей изделия, и являются наиболее распространенными при пошиве изделий. Стачные швы выполняются при помощи простой машинной строчки. Длина стежка зависит от ткани и назначения шва.

Рис. 1. Виды швов — соединительные

Стачной шов «на ребро»

Для образования стачного шва на ребро складывают две детали лицевыми сторонами внутрь, уравнивают срезы и прокладывают машинную строчку на расстоянии 0,5–2,0 см от края.

Шов может быть выполнен как без посадки, так и с посадкой одной из сшиваемой детали. При выполнении шва
с посадкой верхнюю деталь припосаживают. Стачной шов на ребро применяется при соединении рукавов с проймами, деталей мешковины карманов, а также при выполнении других стачных швов.

Стачной шов «в заутюжку»

При выполнении стачного шва взаутюжку сначала выполняют стачной шов на ребро, затем припуски приутюживают и оба припуска заутюживают на одну из сторон. Стачной шов взаутюжку применяется для соединения боковых, плечевых и других швов изделий из тонких тканей.

Стачной шов «в разутюжку»

При выполнении стачного шва вразутюжку сначала выполняют стачной шов на ребро, затем строчку приутюживают, припуски разутюживают в разные стороны. Шов применяется для соединения боковых, плечевых и других швов изделий.

Рис. 2. Виды швов — соединительные накладные

Накладной шов с открытыми срезами

Для выполнения накладного шва с двумя открытыми срезами детали накладывают друг на друга лицевыми сторонами вверх и стачивают на одинаковом расстоянии от срезов. Срезы оставляют открытыми. Ширина припусков – 0,2–0,7 см. Такой вид шва применяется при пошиве изделий из ткани, не требующией обработки – лодена, дубленочных тканей, частей прокладок и т. п.

Накладной шов с одним закрытым срезом

При выполнении накладного шва с одним открытым срезом сначала выполняют стачной шов на ребро. Затем строчку приутюживают, припуски шва заутюживают на одну из деталей, по которой с лицевой стороны прокладывают отделочную строчку. Расстояние от строчки стачивания до строчки настрачивания зависит от модели 0,5–1,0 см.

Если по модели предусмотрены две отделочные строчки, то расстояние от строчки стачивания до первой строчки настрачивания 0,2 см. Расстояние от первой строчки до второй 0,5–0,7 см.

Накладной шов с одним открытым срезом применяется для соединения деталей (например, кокетки с полочкой) при изготовлении одежды.

Накладной шов с двумя закрытыми срезами

а) Для выполнения накладного шва с двумя закрытыми срезами, края срезов подгибают на изнаночную сторону или заметывают на 0,5–0,7 см. Один край накладывают на другой и прокладывают строчку на расстоянии от подогнутых краев 0,1–0,2 см. Таким швом обрабатываются пояса, хлястики, манжеты и т.д.

б) Второй способ выполнения накладного шва с двумя закрытыми срезами – подогнуть оба среза на 0,5–0,7 см, наложить на изделие и настрочить на расстоянии 0,2 мм от каждого края. Применяют при выполнении кулисок.

Рис. 3. Виды швов — соединительные бельевые

Французский шов

Для выполнения французского или двойного шва детали складывают изнанкой внутрь и стачивают шириной шва 0,3–0,5 см. Потом выворачивают деталь на лицевую сторону и выправляют шов стачивания так, чтобы он располагался по краю. Вторую строчку прокладывают на расстоянии 0,5–0,7 см от сгиба, чтобы срез шва был запечатан внутри. Такой вид шва применяется при пошиве одежды из сыпучих и прозрачных тканей.

Запошивочный шов

Для выполнения запошивочного шва две детали складывают лицевыми сторонами внутрь, припуск по одной детали срезают до 0,5 см. Затем стачивают детали. Припуски отгибают в сторону детали так, чтобы закрыть меньший срез. Срез большего припуска подгибают и прокладывают вторую строчку на расстоянии 0,1–0,2 см от подогнутого края. Ширина запошивочного шва равна 0,7–1,0 см. Запошивочный шов применяется для изготовления постельного белья, а также в изделиях из тонких тканей без подкладки, джинсовой одежды.

Шов «в замок»

Шов «в замок» по конструкции похож на запошивочный, но выполняется немного иначе. Сначала выполняют накладной шов с двумя открытыми срезами. Затем каждую деталь отворачивают на срез
и настрачивают по припуску. Шов «в замок» очень прочный и применяется при пошиве изделий, где требуется усиленная строчка – рабочей одежды, рюкзаков и т. п.

Рис. 4. Виды швов — отделочные

Расстрочной шов

Для выполнения расстрочного шва сначала выполняют стачной шов, затем припуски шва раскладывают в разные стороны и с лицевой стороны прокладывают две отделочные строчки на одинаковом расстоянии от стачной строчки. Расстояние от строчки стачивания до строчки расстрачивания зависит от модели (0,2-0,5 см), от среза шва до строчки расстрачивания – 0,2-0,5 см. Расстрочной шов применяется для соединения срезов изделий из материалов, где разутюживание швов не допускается. Например, в изделиях из кожи.

Застрочной шов

Для выполнения шва необходимо разметить необходимую ширину складки, заложить складку по разметке и застрочить. Шов применяется для выполнения складок на изделиях.

Настрочной шов с открытым срезом

Для выполнения настрочного шва с открытым срезом необходимо притачать деталь по разметке, отвернуть ее на лицевую сторону и отстрочить по краю. Припуск шва при этом остается открытым. Такой шов применяется при выполнии карманов, кокеток и т. д.

Настрочной шов с закрытым срезом

Выполняется так же как и настрочной шов с открытым срезом, но припуск шва срезается и застрачивается внутри отделочным швом. Такой шов применяется при выполнении карманов, кокеток и т. п.

Рис. 5. Виды швов — отделочные

Накладной шов с кантом

Кант вложить между деталями по разметке, пристрочить. Строчку проложить на расстоянии 0,3–0,4 см от края канта. Детали отвернуть на лицевую сторону, припуски заложить на одну из деталей, приутюжить. Применяется при отделке швов с лицевой стороны изделий и на подкладке.

Обтачной шов с кантом

Кант сложить с деталью изделия, притачать. Детали отвернуть на лицевую сторону, приутюжить. Такой вид шва применяется при отделке карманов, воротников, постельного белья и т. п.

Рис. 6. Виды швов — краевые

Окантовочный шов с открытым срезом

При выполнении шва косая бейка пристрачивается к детали изделия на расстоянии 0,5 см от края, отгибается на лицевую сторону и настрачивается на 1 мм правее края бейки. Внутренний срез остается открытым и может быть закрыт подкладкой или остаться открытым, в зависимости от изделия.

Окантовочный шов с закрытым срезом

При выполнении шва косую бейку пристрочить к припуску изделия на расстоянии 0,5 см от края, припуск обернуть бейкой, край бейки подвернуть и настрочить на расстоянии 0,2 мм от края. Применяется при окантовке срезов изделий без подкладки.

Окантовка тесьмой

При выполнении окантовкой тесьмой используется тесьма с закрытыми срезами. Ширина тесьмы определяется моделью. Чтобы выполнить шов, край детали оборачивается тесьмой, перегнутой пополам, по краю тесьмы прокладывается шов. Применяется при окантовке карманов, воротников и других деталей.

Окантовочный шов «в рамку»

Для выполнения шва косую обтачку необходимо перегнуть пополам, приутюжить. Наложить обтачку по разметке, выполнить шов, обтачку отогнуть, приутюжить. Такой вид шва применяется при обработке карманов в рамку.

Обтачной шов «В раскол»

При выполнении обтачного шва в раскол сначала выполняют стачной шов «на ребро», затем детали отворачивают на лицевую сторону, выправляют шов так, чтобы он располагался по краю. Шов применяется при обработке поясов и других двухсторонних деталей.

Обтачной шов «в кант»

При выполнении обтачного шва «в раскол» сначала выполняют стачной шов «на ребро», затем детали отворачивают на лицевую сторону, выправляют шов с образованием канта с одной стороны. Шов применяется при обработке подбортов, воротников, манжет и других деталей одежды.

Рис. 7. Виды швов — краевые

Обтачной шов с закрытой бейкой

Для выполнения шва необходимо перегнуть бейку пополам, пристрочить к детали изделия по краю на расстоянии 0,5 см от края, отвернуть бейку на лицевую сторону и настрочить по краю. Такой шов может применяться для обработки низа деталей и рукавов, обтачки карманов и т. п.

Обтачной шов двойной бейкой

Для обработки шва необходимо притачать одну сторону бейки по краю детали, отвернуть бейку на лицевую сторону, подогнуть по краю и настрочить на расстоянии 0,2 мм от края бейки.

Рис. 8. Узкие краевые швы

Московский шов

Для выполнения московского шва припуск необходимо подвернуть на 0,5 см и на расстоянии 0,2 мм от края проложить строчку. Излишки припуска срезать, край детали подогнуть на 0,3 мм и проложить вторую строчку поверх первой. Московский шов применяется для обработки краев изделий из тонких тканей – шарфов, платков и т. п.

Зиг-заг

Для выполнения шва зиг-заг необходимо подогнуть срез и проложить строчку по краю. Ширина и частота строчки определяется моделью. Излишки припуска срезать. Такой шов применяется для обработки краев воланов, пошиве изделий из трикотажа и т. п.

Шов в подгибку с открытым срезом

Шов в подгибку с открытым срезом выполняется таким образом: срез шва обрабатывают оверлочным швом, припуск подгибают и настрачивают.

Такой шов применяется при подгибе низа и рукавов изделий.

Шов в подгибку с закрытым срезом

При выполнении шва в подгибку с закрытым срезом, срез шва подгибается на 0,5–0,7 см. Строчка прокладывается на расстоянии 0,2 см от края.

Ссылка на основную публикацию