Счетная вышивка

§ 15. Счетные швы

Познакомимся с основными счетными швами. Это — набор, гладь, «роспись», гобеленовый шов, крест.

Набор (брань) — это двустороннее скорое шитье, напоминающее по фактуре ткачество, потому что выполнение этого шва можно сравнить с движением челнока (рис. 66). Выполняют его прямыми стежками различной длины (швом «вперед иглу») по счету нитей в зависимости от узора. На изнаночной стороне работы получается негативный узор. Стежки нужно делать не очень длинными, чтобы впоследствии они не цеплялись и не вытягивались.

В народных вышивках набор применяют как самостоятельный вид вышивки и в сочетании с другими швами. Основной цвет ниток — красный, с небольшим добавлением синих или черных. Раньше «браиками» украшали рукава, воротники и низ рубах, фартуки, рушники, платки.

Рис. 66. Набор (брань)

Русская гладь. Ею вышивают на белом или кремовом полотне белыми нитками в два-три сложения прямыми стежками.

Стежки укладывают плотно друг к другу в шахматном порядке. Интервал между стежками — одна нить ткани (рис. 67).

Рис. 67. Русская гладь

«Роспись» — это двустороннее шитье, состоящее из тонких линий, образуемых горизонтальными, вертикальными и диагональными стежками шва «вперед иглу в два приема» (рис. 68). Вначале по линиям узора слева направо прокладывают стежки одинаковой длины. Дойдя до конца ряда, поворачивают назад и заполняют промежутки между стежками. В народных вышивках «роспись» применялась как самостоятельный вид вышивки и в сочетании с другими швами.

Счетная гладь. Вышивание выполняют по счету нитей параллельными стежками, удаленными друг от друга на одну нить. Гладь бывает прямая (стежки ложатся вдоль нитей ткани) и косая (под любым углом к нитям) (рис. 69). В старину счетную гладь вышивали белыми и серыми нитками, вынутыми из основного полотна. Игра света и тени ниток, проложенных по узору в разных направлениях, создает впечатление разных оттенков. Счетная гладь может быть красно-черной и многоцветной.

Рис. 69. Счетная гладь

Гобеленовый шов. Существует много видов этого шва. Рассмотрим, как выполнять простой гобеленовый шов (иначе его называют полукрест) (рис. 70). Вышивать начинают с левого верхнего угла работы: иглу с ниткой выводят на лицевую сторону в левом нижнем углу первой клеточки канвы и вкалывают в правый верхний угол той же клеточки. Далее, направив иглу вертикально вниз, выводят ее на лицевую сторону одной клеточкой ниже. Прием повторяют до конца первого ряда.

Рис. 70. Простой гобеленовый шов

Второй, нижеследующий ряд выполняют так же, как и первый, повернув работу на 180°, и т. д. На изнаночной стороне образуются ряды коротких вертикальных стежков.

Гобеленовым швом вышивают по схемам, где каждая клеточка схемы соответствует одному стежку, а значок внутри клеточки — цвету нитки.

Шов крест. Этот шов — самый любимый и распространенный из всех вышивальных швов, им вышивают на протяжении многих веков. Одиночный крестик выполняют в два приема (рис. 71): первый стежок — снизу слева вверх направо, второй — снизу справа вверх налево. Если в горизонтальном ряду нужно вышить несколько крестиков, то сначала выполняют все первые элементы (косые стежки), а затем, возвращаясь, дополняют их вторым элементом. Необходимо следить, чтобы по всей работе наклон верхних покрывающих стежков был одинаковым, иначе вышивка может перекоситься и будет выглядеть неряшливо. Нелишне при этом проверить изнаночную сторону: все изнаночные стежки должны быть направлены также в одну сторону.

Рис. 71. Выполнение одиночного крестика

При вышивке крестом горизонтальными рядами начало работы — в нижнем левом углу верхнего ряда первой клеточки рисунка (точка А) (рис. 72, а). Основные стежки проходят слева направо, а покрывающие — справа налево (рис. 72, б).

Рис. 72. Вышивка крестом горизонтальными рядами

Переход к следующему ряду, такому же по длине, выполняют по вертикали вниз (рис. 73, а). Переход к следующему ряду, смещенному на один стежок наружу или внутрь, выполняют наискось влево или вправо вниз (рис. 73, б, в).

Рис. 73. Вышивка крестом со смещением ряда

При наличии незаполненных участков при смене цвета в одном ряду пропускают максимум три стежка (рис. 74).

Рис. 74. Частные случаи вышивки крестом

При вышивке вертикальными рядами каждый крестик вышивают полностью (рис. 75).

Рис. 75. Вышивание вертикальных рядов швом крест

При выполнении шва крестом по диагонали каждый крестик вышивают полностью (рис. 76).

Рис. 76. Вышивание швом крест по диагонали

Двойной (болгарский) крест выполняют в один прием четырьмя стежками: сначала вышивают косой крест, а затем накладывают сверху вниз вертикальный и слева направо горизонтальный стежки (рис. 77, а). После выполнения двойного креста иголку выкалывают в углу и вышивают следующий двойной крест и т. д. (рис. 77, б).

Рис 77. Вышивание двойным (болгарским) крестом

Практическая работа № 13

Выполнение образцов вышивки

Материалы и инструменты: канвовая ткань, цветные нитки мулине, игла, пяльцы, наперсток.

Выполни несколько образцов вышивки.

Простой гобеленовый шов

Выполни вышивку гобеленовым швом нитью в четыре сложения по одной из предложенных схем (рис. 78—80).

Выполни вышивку крестом нитью в два сложения по одной из предложенных схем (рис. 78—80).

Рис. 78. Схемы для вышивки «Зайчик»

Рис. 79. Схемы для вышивки

Рис. 80. Схема для вышивки «Цветок»

Новые слова и понятия

Набор (брань), русская гладь, «роспись», счетная гладь, гобеленовый шов, крест.

Счетная гладь: учимся вышивать

Примеряясь к захватывающим способам сделать своими руками произведение искусства, испокон веков человек искал идеальный способ. Уходит это корнями вглубь времён, когда первобытный прародитель, развив разум, впервые испытал необходимость «принарядиться». А вышивка до сих пор предлагает новые способы работы с украшением ткани, не утрачивая актуальности более “старших” техник. Что интересно – счетная гладь была одной из самых старинных техник вышивания на Древней Руси. Уступала она разве что вышивке крестом и полукрестом.

Гораздо позже была изобретена перевить в цвете, гипюр и прочие уникальные техники. Но, несмотря на развитие новых течений вышивального искусства, счетная гладь не теряет свои уверенные лидирующие позиции и по сей день.

Количество техник в вышивании огромное множество. Это и верхошов, списы, бранки, и цветная перевить, узорная строчка, строчка с ободком, разнообразные гипюры. Ещё – крест, набор, белая мелкая строчка, тамбурная вышивка, белая, цветная, счетная гладь. Также существует достаточно объёмное количество дополнительных под-техник, швов и особенностей этих элементов. Это зависимости от выбранного для работы материала.

Отличие в вышивках гладью

Существует несколько разновидностей гладьевой вышивки, – это верхошовная гладь, белая, художественная, русская, цветная, атласная, счетная.

Верхошовная гладь

В верхошовной глади небеленый холст вышивают красной пряжей с небольшим добавлением дополнительных цветов (например, жёлтого, синего, зелёного). Вышивают стежком, который прокладывается ровными плотными линиями, прорабатывая лицевую сторону изделия. На изнанке такие швы обозначаются мелкими стежками. Другое название такой глади – владимирская. Это связано с возникновением её первых проявлений именно во Владимирской области.

Белая гладь

Также возникла во Владимирской области. Техника была изобретена мастерицами, выполнявшими стежки на тонких отбеленных тканях. Брались тонкие белые нити, в тон основным полотнам. Эта техника включает в себя множество вариантов узора. А отличительная особенность тут не только лишь в цвете, – она богата техниками и разработками. Тут есть и стяги, посыпь, сеточки, дырочки, атласники, узелки, цепочки, и так далее.

Художественная гладь

Художественная гладь возникла из попытки и желания точно повторять пейзажи, портреты, бытовые сцены жизни. Выполняется шитьё тонкими, чаще всего – шелковыми нитями, на тонких тканях основы.

Русская гладь

Своеобразный вариант вышивки – русская гладь. Весь рисунок работы заполняется односторонним швом по прямой нити ткани основы. Стежки располагаются в шахматном порядке, от края до края, перекрывая и пропуская нити. Но в настоящее время этот вид вышивки почти забыт из-за своей трудоёмкости.

Цветная гладь

Цветная гладь – самая широко применяемая вариация вышивки. Выполняется она стежками, максимально плотно прилегающими друг к другу, идущих в разном направлении. Бывает такая гладь как односторонней, так и двухсторонней. Цветовая гамма и толщина нитей – самая разнообразная и подбирается на вкус мастерицы.

Атласная гладь

Для атласной глади характерны мелкие стежки, выполненные очень тонкими нитями. Каждый стежок начинается в центре предыдущего ряда. На изнаночной стороне это многочисленные короткие дорожки нитей, а на лицевой стороне – гладкий узор.

Ещё на Руси вышивальщицы выполняли счетные швы. В пробелы в редко сотканной ткани вплетались другие цвета. Получался ритмичный геометрический рисунок, который называется счетная гладь. Способ набора при такой работе – шов «вперед иголка». Ещё он называется «бранное шитьё», один из вариантов которого – орловский спис.

Счетная гладь

Если вы решили выбрать фигурную геометрическую вышивку, то техника выполнения достаточно проста. Работа несомненно принесёт удовольствие и не отнимет слишком много сил на изучение сложных стежков. Стежки идут параллельно нитям основы или утка. Каждый стежок уходит на равное расстояние от предыдущего, чаще всего – на одну нить полотна. То есть рабочая нить, делая свой стежок, уходит обратно рядом с проложенным стежком, пропуская нить основы.

Спектр применения тоже весьма обширен. Вы можете обновить домашний текстиль декоративных наволочек, полотенец. Можете декорировать авторские скатерти, фартуки салфетки. Даже украсить полотна занавесок.

Эффектно сочетается вышивка гладью с дополнительными элементами в других техниках. Это может быть украшение основной работы зигзагом, крестиком, мережками. Можно поиграть с узорами из стебельчатого шва, или шва «вперед иголку». Поле для фантазии – непаханное.

Так что вооружаемся льном, полу-льном, канвой, мешковиной, хлопком, батистом, сатином, шёлком, или схожим материалом. Выбираем накрученные или слабо накрученные нити. Определяем рисунок работы. Что замечательно в вышивке счетной гладью, так это то, что нити из рисунка сразу отсчитываются на полотно. Не переводятся постепенно.

Главное – следить за нитями, и не допускать их перекручивания во время работы. Тогда результат получится более аккуратный и гладкий.

Счетная гладь: как вышивать

Берясь украшать полотно счетной гладью, рисунок заполняем полностью, для этого нити выкладываем довольно плотно, чтобы было легко набрать форму.
Вести вышивку положено слева направо, вкалывая нить по утку или основе. Промежуток основных нитей должен быть равный. Не забываем равномерно затягивать нити и направлять их туда, куда требует рисунок.

Итак, для вышивания нам понадобится рисунок, ткань основы, нити, иголка, пяльцы или рамка и ножницы. Вооружаемся материалами и приступаем к работе.

Счетная гладь: техника выполнения

  1. Переносим на ткань основы рисунок.
  2. Закрепив ткань основы на пяльцах (рамке), проверьте, что она хорошо натянута.
  3. Проколите полотно иголкой, выведете нить на лицевую сторону работы, оставив небольшой кусочек нити. В процессе работы придерживайте его пальцами. Начало вашей работы закрепится будущими стежками, и вы не испортите работу неэстетичными узлами.
  4. Используйте и постоянно высчитывайте схему вашего рисунка. Не поленитесь свериться с ней лишний раз, – ваша работа от этого только выиграет.
  5. Вышиваем слева направо, ведя нить по лицевой стороне или сверху вниз от нитей основы, или под углом.
  6. Стежок на изнаночной стороне должен выкладываться под небольшим наклоном (рис. 1).
  7. Чередуя высоту стежков выводим разнообразные узоры:
  • Валик (рис.2)
  • Зубчики (рис.3)
  • Ступеньки (рис.4)
  • Ромбики (рис 5)
Читайте также:  Вышивка «Чаепитие»


Помните, что выполнять каждый узор нужно отдельно. Потому что на изнаночной стороне могут образоваться слишком длинные протяжки, что может испортить работу.

8. Для высоких узоров используйте одностороннюю счетную гладь (рис. 6; 7). Весь узор будет вырисовываться на лицевой стороне, а на изнанке будут только коротенькие протяжки.

Вот и все нехитрые советы для вышивания техникой счетная гладь. Для начинающих мастериц существует множество схем с орнаментом и даже набором сопутствующих инструментов. Одним словом, всё необходимое, чтобы начать творить.

Главное гореть желанием и любить дело, которым занимаешься, подходя к нему с удовольствием. Стремиться к идеальному результату – не главное, ведь процесс – вот, что самое главное в любой работе.

Счетная вышивка

Автор: Наталия Горюшкина

Вышивка – это очень древнее рукоделие. Историки считают, что оно появилось одновременно с шитьем. Просто однажды какой-то первобытной мастерице пришла в голову гениальная мысль: использовать стежки не только для сшивания деталей, но и для их украшения. Наверняка и первыми вышитыми изделиями были шкуры животных, а в качестве ниток и бусинок использовались волокна растений, жилы животных, камушки и ракушки. Зато теперь нам известно великое множество разновидностей вышивки. Мы сегодня поговорим о самых простых и древних – счетных вышивках.

Они называются “счетными”, потому что выполняются по счету нитей основного полотна. Такие техники были тесно связаны со структурой ткани, ведь могли выполняться преимущественно на тканях с регулярным переплетением. Счетные вышивки были удобны тем, что но не требовали от мастериц никаких дополнительных приспособлений, зато давали простор для фантазии и творчества.

Сейчас трудно установить точно, откуда пошла эта традиция. Предметы одежды, интерьера, домашнего текстиля, декорированные счетными стежками, были и в Древнем Египте, и в Древней Персии. Считается, что оттуда они распространились по Европе.

Не стала исключением и Россия. На Руси вышивка была самым известным и преобладающим видом народного творчества. Как справедливо отмечал В.С.Воронов “Художественная культура старого крестьянского быта с особенной яркостью и богатством может быть прослежена в обширнейшей области бытовой вышивки, являющейся хранительницей древнейших и глубочайших художественных образов и мотивов русского искусства”. Она применялась для украшения скатертей, полотенец, подзоров, праздничного и повседневного костюма, А позднее – и для декорирования церковного облачения и утвари.

Фото. А. Г. Венецианов “Крестьянская девушка за вышиванием” (1843). Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Геометричность счетной техники давала широкий простор для творчества. Узоры складывались из геометрических фигур или контуров, получаемых из различных комбинаций стежков – так появились первые орнаменты. Основой для них могло стать все, что окружало древних мастериц, например морозные узоры на окнах, снежинки, цветы и листья. Позднее такие вот простые геометрические элементы складывали в более сложные – стилизованные изображения деревьев, фигур животных и человека, сюжетных сцен.

Рисунку в народном творчестве вообще придавали магическое значение, некоторые изображения были так называемыми “оберегами”, которые, согласно поверьям, оберегали дом, животных и людей от болезней и бед.

Понятно, что ни книг не было, ни курсов рукоделия в те времена не было. Мастерицы учились друг у друга, перенимая понравившиеся приемы. Поэтому в каждом регионе, в каждой губернии рождалась своя, отличная от других техника вышивки. Эти традиции дошли и до наших дней. Даже непосвященные легко могут отличить тверскую мелкую строчку от крестецкой, нижегородский гипюр от ивановской и ярославской строчки с обводкой, олонецкое шитье от цветной перевити.

Фото. Рушник. Счетная одноцветная гладь. Автор работы – соколиха.
Фото. Вышивка в технике олонецкая роспись.
Фото. Орнамент. Счетная вышивка и болгарский крест. Автор работы – llyra.

Вышивка в разных регионах России различалась не только по виду, но и по цвету. В северных губерниях (Вологодской, Архангельской, Новгородской, в Карелии) вышивка выполнялась преимущественно красной нитью, символизирующей солнце, южнее – в Курской, Воронежской – к ней добавлялась черная. Чем южнее, тем ярче и многоцветнее была вышивка, как и природа, окружающая вышивальщиц. Это объяснялось тем, что красители в те годы были исключительно растительного происхождения, а значит, число их ограничено. Чем южнее область, тем больше красильных растений оказывалось в распоряжении мастериц, и тем богаче была цветовая гамма в их работах.

Счетная вышивка, выполненная по цельной, непрореженной ткани, называется “верховой”, потому что узор при этом словно “рисуется” рабочей нитью, наложенной поверх полотна (нити основы в создании узора при этом не участвуют). Наиболее распространенный вид счетной верховой вышивки — двухсторонний шов. Он выполнялся мелкими стежками цветной, обычно красной, нитью. Тончайший узор ложился на поверхность белого холста, создавая причудливый и тонкой геометрический узор или заполнял более сложные изображения. Причем, рисунок был одинаков с обеих сторон ткани. Этот тип вышивки, имеющий несколько разновидностей (“роспись”, “клетка”, “шашка” и т. д.), был широко распространен в Олонецкой, Архангельской и Вологодской, Тверской и Новгородской губерниях. Кроме геометрических узоров, росписью вышивали изображения женских фигур, всадников, птиц и зверей.

Для большей выразительности узора при украшении полотенец, рубах и подзоров мастерицы часто объединяли роспись с другими видами счетной вышивки — гладью и набором.

Фото. Оберег, вышитый в технике “набор”. Автор работы – Nika_S.

Набор покрывает ткань плотно прилегающими друг к другу рядами стежков, выполненными швом “вперед иголку”. Название произошло от самой технологии: мастерица словно набирает на иглу с рабочей нитью определенное число нитей основы. Такой вид вышивки также называли “браное шитье” (от слова “брать, набрать”).

На изнаночной стороне рисунок получается негативным, поэтому эта техника широко применялась для двухсторонних изделий – полотенец и рушников, салфеток, поясов, лент, но ею часто украшали и скатерти, подолы одежды.

Фото. Орловский спис.

Одной из разновидностей наборного шитья является “орловский спис”. Характерная его особенность – рисунок “обводился” по контуру тамбурным швом, а внутри заполнялся наборной вышивкой, выполненной в виде орнаментов. Очень интересны названия проемов узорного заполнения площадей в такой вышивке (так называемых “бранок”): “вороний глаз”, “сосна”, “волна”, “дробнушки” и т.д. Поэтично, не правда ли?! Но самое примечательное – это декор такой вышивки: в орнаменте традиционно преобладают образы деревьев (древо жизни, древо познания), птиц, всадников, языческих символов в виде крестов и ромбов.

При вышивке счетной гладью стежки, заполняющие детали орнамента, укладываются параллельными рядами плотно друг к другу с двух сторон полотна. Этот вид вышивки был особенно распространен в Рязанской, Орловской и Архангельской (г. Каргополь) губерниях. Каргопольской вышивкой украшали полотенца, подзоры, скатерти, свадебные ширинки, рубахи, передники. Одним из самых распространенных сюжетов каргопольской вышивки является композиция с изображением женской фигуры в окружении двух всадников (или барсов). К более древним мотивам можно отнести изображение древа жизни, двуглавой птицы-ладьи и “рожаницы”. Как и во всей русской народной вышивке, в каргопольской одним из самых популярных мотивов были птицы-павы с пышными хвостами.

Эта вышивка традиционно выполнялась красной нитью по белому полотну, иногда ее оттеняли желтым, синим или коричневым. Хотя во многих регионах была популярна т.н. “белая гладь”, выполняемая нитками в цвет полотна (это позволяло создавать рельефные узоры, что стало мостиком к возникновению всевозможных разновидностей вышитого кружева).

Другим способом “заполнить цветом” фигуры на ткани был крест (или полукрест). Его тоже выполняли по счету нити полотна основы, а позднее – по наложенному на него особому полотну с редким переплетением – канвы. Крест мог быть прямой или наклонный, известна и особая техника двойного “болгарского креста”. Вышивка крестом была наиболее распространена в южных регионах России и на Украине. Там она традиционно используется и до сих по при украшении рушников и для декора одежды (рубахи-вышиванки).

Фото. В. Э. Борисов-Мусатов “Леди вышивает” (1901). Холст, темпера. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Как и все виды искусства, вышивка постоянно развивается. Особая дата в истории счетной вышивки, как и всего декоративно-прикладного искусства – конец XIX века. Стиль модерн, господствующий в русской культуре, повлиял и на рукоделие: мастерицы того времени стремятся сочетать, сопоставлять в своих работах различные фактуры и техники: например, шитый крестом узор и шитье счетными швами, тамбурный шов и полотно, вышитое набором.

Особую популярность вышивка крестом приобрела в XX веке, постепенно вытеснив другие приемы. Возможно, это связано в широким распространением принтованных тканей, которые уже не нужно было украшать вышивкой.

Именно тогда вошли в моду вышитые картины, оклады для икон и сами иконы, а вышивка постепенно из утилитарного занятия простых крестьянок превращается в хобби для богатых. Умение вышивать крестиком становится обязательным навыком для девушки из любой знатной семьи.

Но года идут, а старые традиции не умирают. Уже современные мастерицы все чаще используют их для украшения домашнего текстиля, одежды и аксессуаров (и даже обуви – вышитыми валенками сегодня никого не удивишь!)

И это радует. Ведь именно счетная вышивка стала прабабушкой для . многих видов кружев. Но об этом – в следующий раз.

Виды счетной вышивки

Виды счетной вышивки

В мире рукоделия существует великое множество видов крестов. В этой книге мы опишем некоторые из них. В основном вышивальщицы используют традиционный и датский крестики.

Традиционный вид крестика — это когда каждый крест вышивают полностью, а затем переходят к следующему.

Датский крест — это когда сначала выполняют ряд стежков (полукрестиков), а потом ведут обратный ряд, заканчивая крестики. Этот способ самый быстрый и простой. Его используют при вышивании каймы, когда требуется проложить длинные ряды крестиков.

Это самый простой счетный шов, с которого лучше начинать осваивать технику вышивки крестиком.

Простой крестик — это 2 стежка, перекинутые друг через друга крест-накрест.

Техника выполнения: нить протянуть из левого нижнего угла, а потом из правого нижнего угла в левый верхний (рис. 1).

Шов выполняется справа налево.

Техника выполнения: иглу воткнуть в ткань, конец нити не закреплять. Стежки выполнять через клеточку (рис. 2). После того как будет вышита строчка нужной длины справа налево, надо двигаться в обратном направлении, т. е. слева направо. Сложность состоит в том, чтобы внимательно следить за направлением движения иглы во избежание путаницы. Когда все будет вышито, нить следует аккуратно закрепить с изнаночной стороны, пряча ее под стежками.

Такой вид счетного шва в последнее время забыт. Но изделия, выполненные итальянским крестом, смотрятся очень эффектно, а узор получается рельефным. Преимущество итальянского креста в том, что ткань-основа не просвечивает сквозь вышивку, благодаря чему изделие приобретает аккуратный вид.

Читайте также:  Вышивка лаванды крестиком

Если одежда порвалась, то дырку можно закрыть вышитой заплаткой.

Техника выполнения: сначала нужно снизу справа вышить стежок, который идет вверх налево.

Далее иглу следует ввести в верхний правый угол и выполнить стежок вниз в левый угол. Затем иглу надо ввести в верхний левый угол и выполнить стежок сверху вниз, вывести иглу в правый верхний угол и выполнить вертикальный стежок сверху вниз.

В конце следует вывести иглу в левый нижний угол и сделать горизонтальный стежок слева направо, потом вывести иглу в левый верхний угол и выполнить стежок по горизонтали слева направо. После того как будет выполнен 1-й крестик, нужно перейти к следующему (рис. 3).

Удлиненный крест

Этот вид крестика используется для быстрого заполнения фона изделия. Крест кладут через 1–2 или через 2–4 нити основы.

Техника выполнения: такая же, как и у простого крестика (рис. 4).

Кончики темных ниток следует прятать только под вышивку темными тонами, в противном случае концы будут некрасиво просвечивать сквозь вышивку.

Удлиненный крест с обратным стежком

Это простой, но эффектный вид крестика, придающий вышивке дополнительный объем и рельефность.

Техника выполнения: сначала следует продолжить удлиненный крест через 2 нити в ширину и 4 нити в высоту, а потом посередине креста сделать стежок по горизонтали через 2 нити ткани-основы (рис. 5).

Болгарский, или двойной, крест хорошо применять для вышивки на плотных тканях типа драпа или денима. Применяют его также для вышивания ковриков, картин или панно. Крест состоит из 2 частей — прямого и простого креста.

Техника выполнения: сначала нужно выполнить стежок из левого нижнего угла наискосок направо и вверх.

Далее следует сделать стежок из правого нижнего угла наискосок влево и вверх, а затем вышить стежок по вертикали снизу вверх и стежок по горизонтали слева направо (рис. 6).

Техника выполнения: очень простая. Продвижение по канве или ткани для счетной вышивки следует производить всего на 1–3 нити основы. Стежки надо делать через нечетное число нитей ткани-основы.

Важно, чтобы все крестики были одинаковой величины. Алжирским крестом обычно вышивают на толстой ткани (рис. 7).

Крест с пересеченными углами

Техника выполнения: вышивание нужно производить в 2 этапа. Сначала следует выполнить узор крестиками толстой нитью через 4 нити по вертикали и 4 нити по горизонтали. Далее требуется выполнить стежки нитью потоньше (можно использовать другой цвет или оттенок), пересекая углы. Такой шов используют для заполнения фона картины или панно (рис. 8).

Звездочка

Звездочка — это шов, который состоит из 3 видов крестов, наложенных друг на друга.

Техника выполнения: сначала нужно сделать 2 стежка прямого креста, далее следует вытянуть нить справа и снизу наискосок, выполняя диагональный стежок, который должен быть равен длине перекладин прямого крестика. Далее надо сделать еще 1 стежок наискосок справа — снизу — влево — вниз. Заканчивать вышивание звездочки следует маленьким внутренним крестиком. Для чего иглу требуется вывести внизу между вертикальным и 1-м диагональным стежками. Второй стежок внутреннего крестика следует выполнить внизу между 2-м диагональным и вертикальным стежками (рис. 9).

Крест с чередованием

Шов состоит из прямых и простых крестиков.

Техника выполнения: 1-й стежок следует делать слева направо через 4 нити по вертикали и 4 нити по горизонтали сверху вниз. Заканчивать крест нужно в обратном направлении движения иглы, когда рабочая нить проходит под 2 нитями ткани-основы. Второй ряд крестиков надо располагать напротив предыдущих стежков (рис. 10).

Гобеленовый шов прост в исполнении, поэтому его очень любят многие рукодельницы. Преимущества гобеленовой вышивки в том, что она очень прочная и износостойкая. Гобеленовый шов используют для вышивки подушек и чехлов на сиденья стульев.

Гобеленовыми стежками вышивают вертикальные, горизонтальные и косые ряды. Этот стежок просто незаменим при выполнении сложных рисунков и выделении границ узора. Минус состоит в том, что гобеленовое шитье стягивает канву, поэтому ткань-основу необходимо натянуть на прямоугольную или квадратную рамку. Лучше выбрать рамку, у которой регулируются верхние и нижние планки.

Техника выполнения: (на изнаночной стороне) нужно вывести иглу на лицевую сторону, пропустить через 1 пересечение нитей ткани, оставляя конец нитки длиной не более 4 см. Затем следует протянуть нитку через 1 пересечение нитей ткани-основы и вывести иглу в противоположной клетке наискосок, пропустить под 2 вертикальными нитями, вывести на лицевой стороне в клеточке слева от первоначальной точки и продолжать двигаться справа налево. Требуется полностью выводить иголку и протягивать вышивальную нить на изнаночную сторону, после чего возвращаться на лицевую сторону. По ходу работы конец нити нужно держать поперек канвы таким образом, чтобы зафиксировать конец нити первыми стежками. Для того чтобы начать новый ряд, следует повернуть канву и продолжить работу справа налево или начать работу над предыдущим рядом стежков. Для закрепления нити необходимо пропустить ее под несколькими стежками и обрезать. Узелки делать не надо.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Гобелен и счетный крест: сходства и отличия техник. Чем они привлекательны — мнения экспертов

Некоторые производители наряду с наборами для вышивания крестом предлагают наборы для вышивания в технике “гобелен”. К примеру, это такие известные и любимые многими бренды как Dimensions и Luca-s. Мы задались вопросом: “Каковы сходства и отличия счетного креста и гобелена?” и решили подготовить на эту тему статью. Вот что получилось!

Сходства

И та, и другая вышивка — это счетные техники, то есть работа ведется по счету нитей вышиваемого полотна. Счетная вышивка тесно связана со структурой основы и выполняется преимущественно на тканях с регулярным переплетением. Суть вышивки заключается в том, чтобы поочередно в установленном порядке перенести на ткань то количество стежков одного цвета, которое показано на схеме.

Обе техники зачастую предполагают использование одних материалов. Иглы и в том, и в другом случае — специальные, вышивальные, с тупым кончиком. Нитки — шерстяное или хлопковое мулине, чаще всего, разобранное на органайзере. Основа — ткань с регулярным переплетением нитей, разного каунта.

Еще одно сходство — это внешний вид готовых работ. Если, например, гладь и счетный крест легко отличить друг от друга, то гобелен и счетный крест можно спутать — посмотрев на работы в этих техниках, новичку, возможно, и вовсе не придет в голову, что они выполнены по-разному.

Если раньше гобеленом вышивались преимущественно ковровые изделия, то сейчас эту технику (как и крест) используют в создании картин и различных аксессуаров, в качестве декора элементов одежды.

Отличия

Основное отличие техник заключается в манере выкладывания диагональных стежков. Крест — это два перекрещенных между собой диагональных стежка, а гобелен — это один диагональный стежок.

Часто техника “счетный крест” помимо стандартного крестика предполагает вышивку швом “полукрест”, который используется для того чтобы оттенить основное изображение, придать воздушности элементам. Кроме того, полукрест помогает сэкономить нитки и время на зашивке фона.

Шов “полукрест” очень похож на гобеленовый шов, он тоже состоит из одного диагонального стежка. Но выполняется этот шов по-другому. На лицевой стороне гобелен выглядит почти так же, как полукрест. А вот изнанка работы сильно отличается. При вышивке полукрестом с изнанки получаются вертикальные (или горизонтальные) полосы, как при вышивке крестом, а при вышивке гобеленовым швом — длинные диагональные стежки, занимающие две клетки, именно они не дают законченной работе перекоситься. За счет “диагональной” изнанки гобеленовые стежки на лицевой стороне ложатся более плотно друг к другу, нежели в вышивке полукрестом, исключая просветы.

Техника выполнения полукреста:
Из нижнего левого угла в правый верхний, затем из правого верхнего в левый нижний следующего.
Техника выполнения гобеленового стежка:
Из правого верхнего в левый нижний, затем из левого нижнего в правый верхний следующего.

Стоит отметить, что описанный выше гобеленовый стежок — лишь один из многообразия стежков, используемых в технике “гобелен”. Однако, как правило, именно им вышиваются работы по наборам в этой технике.

Нередко гобеленом вышивают на страмине (жесткой канве с редким плетением), на который нанесен рисунок. Вышивка выполняется шерстяными или акриловыми нитками и мулине в большое количество сложений нити (например, шесть). Крестом чаще вышивают на обычной канве или ткани равномерного переплетения, без рисунка. Вышивка, как правило, выполняется хлопковыми нитками мулине в 2-3 сложения.

Техника “гобелен” предполагает полную зашивку канвы, а в вышивке крестом нередко используется частичная зашивка (часто — когда основой служит ткань равномерного переплетения, на ней вышивка с большой площадью незашитого фона выглядит особенно эффектно).

При вышивании гобеленовым стежком получается плотная зашивка изнанки, что позволяет надежно спрятать концы ниток, и сделать это практически незаметно. Вышивка крестом и полукрестом не дает возможности сделать это так же.

Своим мнением о техниках мы попросили поделиться тех, кто имеет опыт вышивания и счетным крестом, и гобеленом.

Елена Зеленская

ведущая блога и Youtube-канала о вышивке и рукоделии

— Счетный крест привлекает меня простотой выполнения. Готовые работы масштабны, объемны в своем исполнении. Все понравившиеся мне сюжеты — в этой технике. Гобелен привлекает тем, что я, не умея рисовать, могу создать своими руками настоящее произведение искусства, но не красками, а нитками. Такого не добьешься, вышивая крестиком. Привлекает реалистичность, воздушность вышитой работы, плавность перехода цветов.

Счетный крест — мой очень близкий друг, мы на “ты”. Мне легко вышивать крестиком, иголка будто пляшет по канве. От процесса получаю большое удовольствие. Сейчас в работе находятся около 5-10 сюжетов. Гобеленовый стежок — это совсем другое. С ним мы пока не близкие друзья. В этой технике я новичок. Гобелен делает меня медлительной, заставляет сосредотачиваться на процессе. Сейчас вышиваю в этой технике одну работу.

Алексей AlexStitch

ведущий блога и Youtube-канала о вышивке и рукоделии

— Для меня всегда первичен сам дизайн, конкретный сюжет, а техники воспринимаю лишь как инструменты, и именно этим и гобелен, и счетный крест привлекают меня в равной степени — возможностью создать интересную вышивку.

С помощью обеих техник получаются прекрасные работы, поэтому как вышивальщику мне близки обе, но больше предпочитаю счетный крест. Он позволяет создать более объемную вышитую картину, особенно в сочетании с полукрестом, швом “назад иголку” и выкладной нитью.

Елена Малежина

— Хороши обе техники. Тут уж кому как удобнее. Гобелен актуальнее при вышивке больших масштабных работ. Причин три. Первая — уменьшение размера готовой работы за счет мелкого каунта основы. (Прим. ред. — речь идет о гобелене, выполняемом на основе мелкого каунта. Вообще же гобелен часто вышивают и на основах крупных каунтов). Вторая — уменьшение сроков отшива. Всем, конечно же, хочется увидеть результат поскорее и тут, если приноровиться, гобелен очень выручит. Ну и третья — при вышивке гобеленом основу меньше перекашивает нежели при вышивке полукрестом. Многие рукодельницы “хитрят”: вышивают ряд гобеленом, ряд полукрестом.

Читайте также:  Прямые швы по канве: вышивка пошагово с фото

Для меня актуальнее полукрест. Но когда-то мне в руки попался набор от Luca-S в технике “гобелен”, и я убедилась, что при отшиве огромных многоцветных работ гобелен — это просто незаменимая техника! Да, было поначалу сложно перестроиться с креста на этот стежок, но результат того стоит! Настолько мелкие, практически ювелирные стежки… Даже нитки играют иначе… Такие блестящие, гладенькие, глаз не оторвать!… Но гобеленовый стежок не прощает ошибок. Как по мне, выпарывать ошибки сложнее. Проще не ошибаться.

Чем привлекают меня техники? Крестики, родные крестики привлекают своей простотой. Гобелен или любые другие швы привлекают тем, что это смена деятельности, релакс, удовольствие от созидания по сути ювелирнейшей работы. Не зря в древние времена ручные гобелены очень высоко ценились не только из-за золотых нитей, но и из-за филигранно выполненных стежков золотыми ручками рукодельниц того времени. А крестики были, есть и будут горячо любимым видом рукоделия. Даёшь 1000 крестиков вместо 1000 слов!

Ольга Медникова

— Для меня и крестик, и гобеленовый стежок очень привлекательные техники вышивки. В каждой есть своя прелесть.

Вышивка крестиком безусловно более распространена. Большинство наборов для вышивания и дизайнерские схемы выполняются именно в этой технике. Поэтому выбрать подходящий сюжет в данном случае гораздо проще. К тому же, вышивка крестом предполагает использование других техник (бэкстич, выкладная нить, лейзи дэйзи), которые украшают работу и, возможно, добавляют некоего интереса в сам процесс вышивки. Мы можем выбирать основу для вышивки на свое усмотрение: цвет, каунт, аида или ткань равномерного переплетения — можно всё!

С гобеленовой техникой всё и проще, и сложнее одновременно. Сложнее выбрать сюжет, потому что далеко не все фирмы предлагают наборы в этой технике. Вышить же дизайнерскую схему гобеленовым стежком тоже далеко не всегда возможно. Также сложнее с выбором основы, здесь очень желательна именно гобеленовая сетка, которую не во всех магазинах можно найти. Гобелен не бывает с частичной зашивкой и поэтому в любом случае придется постараться и вышить весь фон. Но у гобелена всё же есть свои преимущества. Так как стежки часто очень маленькие (обычно 1 стежок равен 1 мм), то получается картина с очень хорошей детализацией, при этом, напомню, без бэкстича. Вышивать гобеленовым стежком в какой-то мере быстрее, чем крестиком, так как нужно сделать только один стежок вместо двух. Но работа получается меньшего размера, чем при вышивке крестом даже на таком мелком каунте, как 18-й.

Я чаще вышиваю крестиком и, безусловно, эта техника останется для меня основной. Но иногда я с удовольствием беру в работу гобелен и получаю огромное удовольствие от маленьких стежков и какой-то особенной гобеленовой поверхности, которую так и хочется погладить рукой!

В интернете “гуляет” большое количество мнений по поводу того, что лучше — гобелен или счетный крест и стоит ли вообще пробовать наименее привычную для многих гобеленовую технику. Мнения очень разнятся. Мы думаем, что все познается на личном опыте и вполне возможно, что именно гобелен станет вашим новым объектом поклонения. Так что отбрасывайте сомнения и смелее пробуйте! В наборах есть инструкции, следуя которым можно добиться отличного результата с первого раза. Тем более, если вам нравится пробовать что-то новое!

Наборы для вышивания крестом — подробности и полезные советы

Если для вас фраза «Поставить крест на всем» – это не признак отчаяния, а синоним отдыха и творчества, значит, вы уже знаете, что такое вышивка крестиком. Но в курсе ли вы, что за последние годы в продаже появились не только специальные нити или канва для любимого вида рукоделия, но и готовые наборы для вышивания крестом в формате «бери и делай»? Возможно, мастерицы со стажем возразят, что заранее собранные коробочки – это для детей, которые только знакомятся с иглой и пяльцами. Но знаете ли вы, что первые наборы, созданные по принципу «все включено», появились еще в древности и были предназначены для цариц?

История вышивки крестиком: от Византии до Древней Руси

Да-да, вышивать искусные картины драгоценными нитями раньше была привилегия лишь знатных особ. И хоть впервые освоили крестик еще первобытные люди, сшивая таким способом шкуры животных, но уже в Древней Византии стало популярным дорогое шелковое шитье – серебряное и золотое. Прилагать руку к нему имели право лишь дочери царей и придворные дамы, помогавшие им. Монаршая дева, прежде чем приступить к рукоделию, получала от нянек все нужное: от канвы до иглы. Ну чем не первый набор для вышивания? Но и России есть, чем гордиться: именно в Древней Руси возник так называемый «славянский крест» – перекрещивающиеся с наклоном удлиненные стежки, которыми и по сей день украшают традиционные полотенца-рушники и свадебные скатерти. Считается, что эти крестики приносят здоровье и удачу. Но в этом нет особой магии: просто все, что сделано с любовью, дарит тепло и заботу, так было и будет всегда.

Сборник русских народных схем-узоров для вышивки крестом.

Такая разная вышивка крестом

Техника вышивания крестиком может быть самой разнообразной. Современные Марьи-искусницы различают счетный крест, печатный крест, несчетный крест и длинный вертикальный стежок:

Счетный крест – самый сложный, т.к. рисунок при этом не наносится на канву, а высчитывается самой умелицей, но при этом и самый интересный и популярный: почти все производители выпускают наборы в этой технике.

Печатный крест гораздо легче в исполнении, т.к. схема позволяет не вести сложные расчеты, а сразу же вышивать по нанесенному на канву контуру с символьными обозначениями. Совсем немного сюжетов от Dimensions.

Несчетный крест – самый простой, потому что на канве уже есть цветной рисунок, по которому и нужно вышивать, не считая крестики вовсе.

А длинный вертикальный стежок, хоть и не является вышивкой крестом в чистом виде, позволяет сделать каждую работу более четко и фактурной, а при надобности даже сымитировать классическую вышивку гладью.

Во основном, именно сочетание двух техник делает готовое изделие поистине уникальным, а еще дает возможность наносить на вышивку дарственные или поздравительные надписи с помощью иглы и ниток, что особенно популярно на юбилейных и свадебных вышитых открытках.

Рисунок на канве и типы заполнения

Вышивка крестом также отличается типом нанесения рисунка на канву, и тогда наборы маркируются так: не нанесен, нанесена схема, нанесен рисунок и схема, нанесен фон, тонированная канва с нанесенным фоном, нанесен водорастворимый рисунок, нанесен фоновый рисунок. Чтобы понять, чем они различаются, достаточно запомнить, что схема – это символическая разметка полотна (как правило, однотонная), рисунок – это понятное разноцветное изображение, по которому и нужно вышивать, а фоновый рисунок подразумевает, что вышивается только «задник» изображения, а отдельные детали остаются свободными, за счет чего достигается дополнительный выразительный эффект а-ля «фотонегатив».

Заполнение вышитой картины может быть как полным (вышивается все полотно целиком), так и неполным (вышивается лишь главное изображение, к примеру, бутон розы, а все полотно остается не вышитым).

В нашем каталоге есть подробнейшая система фильтров, с помощью которой можно подобрать набор по вкусу.

Радуга брендов: особенности производителей

Готовые наборы для вышивания крестом производят такие известные компании, как: Белоснежка, Color KIT, Dimensions, RTO, Риолис, Магия канвы, Чарiвниця, Чудесная игла, МП-студия, Палитра, Овен, Алиса, Вышимания и Астрея (Глурия). При этом каждый бренд стремится охватить самые разные целевые аудитории. Так, Риолис выпускает серии наборов «Сотвори Сама» (разнообразные дамские и романтические сюжеты рассчитаны на женщин), «Premium» (красота и эксклюзивность всех составляющих набора, от канвы до ниток, понравится опытным мастерицам с высокими запросами) и «Веселая пчелка» (эти простые и смешные рисунки малых форматов будут под силу даже детям 6-8 лет).

Наборы от Dimensions славятся самым большим выбором тем, от портретов до пейзажей и натюрмортов, а каждая готовая картина смотрится будто живая, ведь все продумано до мелочей. Подборки от RTO удивят самыми лучшими нитками мулине, которые не выцветают, не линяют и не перекручиваются. А остальные фирмы порадуют оптимальным сочетанием цены и качества, ведь любимое хобби должны быть доступно каждому!

Коллективный «крестовый поход»: выбираем сюжеты для всей семьи

Любая вышивка различается по сложности, у креста этих сложностей всего 5: работы бывают очень легкие, легкие, средние, сложные и очень сложные. А еще она подразделяется на самые разнообразные сюжеты, которые понравятся как женщинам, так и мужчинам. Не удивляйтесь, в Средневековье лучшими вышивальщиками в Европе были не только леди, но и джентльмены, ведь заказов от знати было столь много, что нежные женские ручки просто не справлялись с колоссальным объемом работ. Вот и сегодня все чаще можно встретить рисунки для вышивки, которые порадуют сильный пол: современная архитектура и легендарные города, экзотические морские пейзажи и дикие животные. Конечно же, не забыты и дети, которым наверняка понравится вышивать домашних питомцев, яркие цветы и аппетитные фрукты. Но чтобы ребенок действительно полюбил вышивать крестиком, он должен практически сразу увидеть результат своей работы. Как вы понимаете, быстро можно вышить лишь набор с частичным заполнением или же небольшой брелок.

Размер имеет значение

Прежде, чем купить набор для вышивания крестом, также обратите внимание на то, что они делятся на маленькие, средние и большие. Эти проверенные временем и опытом рукодельниц форматы полностью отвечают основным этапам освоения вышивки: начать знакомство с крестиком лучше с мини-работ, закрепить и отточить навыки на вышитых картинах среднего формата, а продемонстрировать свое мастерство на эпохальных полотнах, способных заменить собой полноценную картину или даже настенный коврик. Формат 40 на 60 сантиметров – это подарочная классика, ведь именно такой крупный шедевр особенно приятно презентовать родным и близким.

Набор для вышивания «Фантазия поцелуя».
Одна из самых больших картин в каталоге – 76×92 см. Для самых терпеливых мастеров.

Полезные аксессуары для вышивания крестом

Если выбранная вами канва окажется слишком мягкой, а то и вовсе без пропитки, обратите внимание на пяльцы . И, конечно же, не забудьте приобрести ножницы с острыми и тонкими концами, ведь они в набор не входят. А вот игла уже может находиться в заветной коробочке, но если вы привыкли к иглам определенного диаметра или длины, тоже купите их заранее. И тогда, спустя несколько приятных вечеров, на ваших пяльцах расцветут алые маки, поплывут навстречу южным ветрам корабли или распустит свои перья горделивый павлин – всей вашей семье на радость!

Ссылка на основную публикацию