Цветок в технике Wire Wrap

Кручение проволоки или Wire wrap

Wire wrap art или, по-другому, кручение проволоки является одним из видов рукоделия. У этого вида есть свои методы работы, своя терминология и свой инструментарий. В данной статье мы познакомимся с этими составляющими, а также будем искать вдохновение в искусных работах профессиональных мастеров.

Что представляет собой техника wire wrap art?

В основе данной техники лежит работа с проволокой, изготовленной из разного материала, которым может быть медь, серебро, латунь и т.д. Из проволоки мастера создают различные украшения и аксессуары. Изделие может быть изготовлено исключительно из проволоки, либо представлять собой композицию, составленную из проволоки и иных материалов, например, бусинок, пуговиц, перьев, камней и т.д.

Работа с проволокой происходит посредством инструментов, которыми мастер придает проволоке надлежащую форму. Иногда в этой технике прибегают к пайке. После того, как проволока приняла нужные очертания, сначала ее состаривают, а затем начинают полировать. Благодаря этой процедуре изделие из проволоки получает благородный налет времени и смотрится более изящно.

Искусство wire wrap стало крайне популярным в наше время среди мастеров, увлекающихся handmade. Из проволоки создаются необыкновенные работы, которые удивляют красотой и богатством воображения мастера. Проволокой оплетают предметы, из нее создают узоры, крутят и плетут цепочки.

Историческая справка: где возникла техника wire wrap

История техники кручение проволоки восходит к периоду Древнего Египта. Несколько тысячелетий до н.э. в Шумере проволока применялась для создания украшений, которыми придворные дамы обрамляли свои прически. Позднее этот вид рукоделия дошел и до Европы.

Изначально проволоку изготавливали посредством резки металлического листа, после чего тонкий металлический лоскут перекручивали. Сейчас ее получают в процессе технологии волочения. Это древняя технология, которая возникла еще в шестом столетии до н.э. в Персии, и только в Средневековье она стала известна в странах Европы.

Особенной популярностью пользовалась проволока из стали, так как служила для изготовления военного снаряжения, сбруи, а также использовалась в рыболовном промысле. Тем не менее, основное место в Средневековье проволока продолжала занимать в швейном ремесле, изготавливались золотые и серебряные проволоки.

Расцветом волочильного промысла стал 16 век. В Англии была изобретена механическая волочильная машина. Ее создателем был Рудольф Нюрнбергский. Затем волочильное производство пришло в упадок, так как вышивка золотом перестала быть на пике популярности.

В Америке собственное волочильное производство возникло в конце 19 века, до этого поставщиками проволоки были Германия и Англия. К концу века волочильная отрасль вновь стала популярна. Из проволоки изготавливали всевозможные ограждения, корзины, предметы быта и иные товары.

Сейчас плетение проволоки — одно из самых популярных направлений в декоративно-прикладном искусстве, оно имеет своих поклонников во всех уголках мира.

Словарь терминов

У этой техники есть свой специфический сленг, который включает в себя ряд терминов. Если вы решили заняться этим видом творчества, то вам стоит познакомиться с основной терминологией.

Wire wrap — вид handmade искусства, который представляет собой работу с проволокой, создание из нее украшений и аксессуаров.

Бормашина — профессиональный инструмент для обработки мелких объектов. Применяется, как правило в ювелирном деле, стоматологии, приборостроении и т.д.

Вигджиг — доска с отверстиями и колышками, которая используется для создания узоров из проволоки посредством кручения.

Вальцы — специальный инструмент, предназначенный для обработки изделия. Представляет собой станок с двумя валами, между которыми пропускается изделие.

Вайерворкер — мастер, который занимается wire wrap.

Горелка — в технике wire wrap применяется при необходимости видоизменить проволоку посредством плавления металла.

Наковальня — инструмент, с помощью которого металлическим предметам, раскаленным до определенной температуры, придают нужную форму.

Патинирование — способ обработки изделий из металла, который позволяет визуально изменять предметы, добавлять игру света и тени, состаривать изделие и т.д.

Паста ГОИ — паста, которая используется для полировки и шлифования предметов из металлов.

Пайка — оплавление металла с помощью паяльника, как правило, для того, чтобы соединить несколько частей воедино.

Ригель — специальный инструмент, с помощью которого создаются браслеты, кольца и другие предметы округлой формы.

Серная печень — материал, который употребляется при патинировании изделия.

Чеканка — процесс создания изображения путем выбивания его на поверхности предмета.

Штангенциркуль — инструмент для измерений с максимальной точностью.

Инструменты для wire wrap

Если вы только приступили к изучению данной техники, то для начала вам можно ограничиться небольшим набором инструментов.

Для первых работ делать выбор стоит в пользу медной проволоки, так как она наиболее легка в обращении. Купите проволоку разного диаметра, каждая будет использоваться для разных целей: оплетение, создание каркаса и т.д.

Необходим для придания деталям из проволоки желаемой формы.

Предназначен для создания колец из проволоки.

Понадобится для полировки.

Нужны для создания деталей из проволоки.

Пригодится для того, чтобы отбивать детали.

Необходимы для того, чтобы обрезать лишние части проволоки.

Какими приемами пользуются при работе с проволокой?

К основным приемам работы в технике wire wrap относятся разные виды кручения, создание спирали и мотка. Если вы научились этим приемам, то можете смело переходить к более сложным.

Как происходит патинирование изделия?

Процесс патинирования заключается в создании оксидной пленки, искусственной патины на поверхности изделия. В результате этого процесса предмет приобретает налет старины. Это делается для того, чтобы изделие гармонично вписалось в соответствующий интерьер или походило на старинный подлинник.

Есть несколько способов патинирования: химический, термический и электрохимический.


К наиболее простому способу патинирования относится термический . Достаточно опустить изделие в пламя горелки или кухонной конфорки, и на проволоке начнут возникать разводы разных оттенков. Чтобы эффект сохранился, после обработки пламенем изделие опускают в холодную воду, а затем фиксируют лаком.

Другим не менее действенным способом является химическое патинирование. При этом методе мастера прибегают к помощи серной мази. Ей смазывают изделие, оставляя его лежать в течение нескольких часов, после чего мазь смывают любым мыльным средством. Патина, которая образуется на изделии в результате этого способа, имеет очень темный цвет.

Еще одним способом придания благородного оттенка украшению или антиквариату является простое вареное яйцо. Его нужно положить в целлофановый пакет, измельчить, не очищая от скорлупы, а затем поместить в эту консистенцию желаемый предмет. Буквально в течение часа легкий налет на предмете будет обеспечен, а чтобы образовалась полноценная патина, его нужно выдержать в смеси еще 4-5 часов.

Мастер-класс по технике Wire Wrap: Капельки на проволоке

Продолжаю знакомить новичков и всех любопытствующих с техникой wire wrap (плетение из проволоки). Постараюсь на этот раз все описать подробно и коснуться самого волнительного: как сделать шарики на концах проволоки.

Автор: Оксана Трухан (Ursula Jewelry)

Инструменты:

  • круглогубцы,
  • утконосы,
  • бокорезы,
  • надфиль,
  • молоток,
  • наковальня,
  • горелка на 1300 градусов,
  • линейка,
  • наждачка 02,
  • паста гои,
  • машинное масло,
  • нашатырный спирт,
  • бура,
  • гравер (не обязательно).

Защита:

  • перчатки строительные,
  • перчатки резиновые,
  • маска,
  • очки.

Материалы:

  • медная проволока 1,3 мм – 50 см,
  • медная проволока 0,8 мм – 50 см,
  • медная проволока 0,5 мм – 50 см,
  • медная проволока 0,4 мм – 1 м,
  • бусинки,
  • швензы под медь.

Итак, для начала нам нужна медная проволока. Можно купить в интернет-магазинах, можно в виде кабеля (снять изоляцию), а можно откопать в шкафу у мужа или другого властелина трансформаторов. 😉 Убедитесь, что проволока не покрыта лаком, даже если она медного цвета. Иначе патина потом не возьмется. Как проверить? Наденьте перчатки, берегите ручки! Пронесите кусочек проволоки через огонь – если появилось пламя, дым и неприятный запах, это сгорает лак. Ну вот и чудно, заодно и медь станет мягче. Тонкую проволоку проносите быстро, чтобы не пережечь. Остатки лака я снимаю наждачной бумагой. Или кипячу обожженные кусочки в растворе лимонной кислоты. Это снимет нагар. После лимонной кислоты хорошенько промываю водой и прополаскиваю в растворе соды. Чтобы нейтрализовать кислоту.

Материалы мы приготовили, теперь готовим идею: ищем волшебный блокнотик. “Художник думає з олівцем в руках” – В.В. Михайлюк. Большинство моих украшений очень далеки от первоначальных эскизов, но мысли лучше хранятся на бумаге. Особенно если эта мысль посещает вдруг, не вовремя, и жалко упустить.

Начинаем гнуть самую толстую проволоку для основы. Не торопимся, прорабатываем каждый миллиметр, мелкими шажками. Не забывайте иногда сверяться с эскизом, ну так, на всякий случай.

В итоге у нас должны получиться две вот такие высоко-художественные загогулины в стиле Ар Нуво. Для второй сережки гнем основу в зеркальном отображении, но теперь ориентируемся не на эскиз, а на первую сережку. Просто переверните заготовку сверху вниз и сверяйтесь очень точно.

Отбиваем молотком на чем придумаете. Но именно на наковальне это делать будет удобнее. Чтобы не будить соседей и не заглушать детские мультики, подложите что-то под наковальню. Подушку из войлока. У меня задействована старая прихватка. Отбивайте тоже аккуратно, лучше ударить три раза легонько, чем один раз, но неисправимо. Такую деталь отбить довольно сложно, потому что линии пересекаются. Я отбиваю где могу, а потом раскрываю петлю, отбиваю каждую часть по отдельности, закрываю петлю и выравниваю молотком. Работаю только с изнанки.

Секрет мастера: “Лінія має бути жива! ” (еще раз спасибо нашему учителю рисунка Василию Владимировичу Михайлюку). Ну и лично мне нравится, когда широкие и узкие участки гармонично чередуются. Это придает текучесть и мелодичность украшению.

Отбитые заготовки немного раскроются. Осмотрите их внимательно, подогните круглогубцами, чтобы они опять стали одинаковыми. Теперь нам нужно зашлифовать концы и боковые поверхности, чтобы убрать следы инструментов.

Отрезаем два куска проволоки 0,8 мм по 10 см каждый.

На концах этих двух кусочков нам и требуется сделать капельки. Для этого нужны два хитрых приспособления. Во-первых, газовая горелка в описании которой указана температура не меньше 1200 градусов. Некоторые мастера делают это над конфоркой газовой плиты. Скажу честно, у меня не получилось. Но прежде чем тратиться на дорогое оборудование, можете сначала попробовать сдвинуть кружок рассекателя до середины и в этом пламени работать.

Во-вторых, бура! Для добычи буры вам понадобится тушь супер-объем и очаровательная улыбка №2. Применять и то и другое направленно, в среде мужчин что-то соображающих в ювелирном искусстве, фотографии или радиолюбителей. 🙂 Бура делает капельки идеально гладкими и существенно ускоряет этот процесс. Согните заготовки скобкой, обмакните кончики в порошок буры и направляйте струю пламени снизу вверх на проволоку. Не зевайте, процесс займет секунды. Важно оставить шейку капельки красивой, не слишком тонкой. Если буру добыть не удалось, капелька все равно сформируется, но будет в рытвинах. Это можно убрать надфилем и наждачкой. Долго и неидеально.

Читайте также:  Браслет рябина: wire wrap пошагово с фото

Техника безопасности: работайте над выключеной газовой плитой. Если уроните раскаленную заготовку, она ничего не прожжет. Готовые капельки можно поварить в лимонной кислоте, чтобы избавиться от черноты, и чуть-чуть доработать надфилем.

Вот! Какие молодцы! Теперь будем приплетать тонкие загогулины к толстым проволокой 0,4 мм. Формируем заготовку по эскизу. Оставляем кончик 15 см длиной слева и начинаем оплетать с середины толстенькую заготовку:

Присоединяем тонкую заготовку. Мне нравится так: 4 витка по толстой проволоке, 2 по тонкой.

Витки лучше сразу направлять ровно и плотно, но если не получилось, подправьте утконосами или иголкой.

Отрезаем кончик внутри конструкции, чтобы не торчал наружу. Поджимаем утконосами слегка подкручивая.

Теперь возвращаемся к тому кончику, который торчит в середине. Им мы привяжем к основе бусинки. Формируем загиб на тонкой проволоке под бусинку и приматываем. Закрепляем конец так же.

Из торчащего кончика с капелькой делаем красивую спиральку круглогубцами. Оплетаем вторую сережку в зеркальном отображении. Теперь нам нужно запатинировать эти заготовки и два кусочка проволоки 0,5 по 15 см. О том как патинировать в парах амиака (нашатырного спирта) я писала подробнее в своем прошлом Мастер-класс по бижутерии из проволоки: Ажурная подвеска из меди.

Бусины – это жемчуг сваровски. Очень хорошее покрытие, даже инструментами сложно поцарапать. Амиак на него не влияет. Натуральные жемчужины я бы порекомендовала приматывать после патинирования или чернить серной печенью.

Гуляем на свежем воздухе 2-3 часа. А теперь достаем заготовки и начинаем полировать. Не забываем о перчатках и прочей защите. 😉 Пасту гои можно немного размягчить машинным маслом, потом хорошенько протереть войлоком в нужным местах, которые мы хотим засветить. Окончательную полировку делаем гравером, войлочным кругом. Можно обойтись и без этой чудо-машины, но потребуется гораздо больше времени и сил. Отмываем заготовку щеткой со средством для мытья посуды.

Получилось уже очень хорошо. Но я добавила бусинку-цветок с дырочкой посередине. Примотала её проволокой 0,5 патинированной. Думаю мои читатели очень талантливы, и если не найдется такой бусинки смогут вылепить её сами или придумать другой вариант украшения. 😉 Раскрываем швензу, крепим нашу сережку. Готово! Можно еще покрыть медь лаком, чтобы не темнела. Оставляю на ваше усмотрение.

Напоминаю, данный мастер-класс – это не поучения строгой тети-профи. 🙂 А скорее дружеское шушуканье на тему украшений из проволоки. Создавался на основе личного опыта и всемирной сети. Поэтому очень рада дополнениям и замечаниям опытных мастеров.

Wire wrap. Техника и основы

Техника wire wrap – сравнительно молодой «виток» в развитии искусства hand-made. Как и другие техники (такие как бисероплетение, квиллинг, оригами), она имеет свои особенности и нюансы, при соблюдении которых результат превосходит все ожидания и изделия получаются очень красивыми и оригинальными.

Нестандартное мышление и креативность – одни из составляющих, которые должны быть у мастера по технике wire wrap, но если у Вас нет этих черт характера не отчаивайтесь, так как найти сногсшибательную идею на просторах интернета не проблема, главное обладать усидчивостью и терпением.

Инструменты, принадлежности и материалы необходимые для изготовления изделий в проволочной технике wire wrap мастер-класс:
• медная проволока – чаще всего для изготовления бижутерии используют несколько диаметров: 1,3 мм.,0,8мм. – для изготовления форм и завитков и 0,5мм., 0,4мм. – для крепления разных элементов (можно использовать мельхиор, серебро, латунь);
• бусинки разного размера (зависит от задумки автора и рисунка, также возможно применение эпоксидной смолы для создания бижутерии, то есть отдельных элементов из этой самой полимерной глины);
• швензы – оттенком под используемый материал;
• круглогубцы и утконосы – для изготовления красивых изгибов и завитков;
• бокорезы – для «перекусывания» проволочки;
• надфиль и наждачка, гравер – для обтачивания острых концов и шлифовки;
• молоток и наковальня – при их помощи изделие приобретает оконченный вид, при отсутствии наковальни не отчаивайтесь, ее с легкостью можно заменить любым другим предметом;
• горелка (специализированные горелки поддерживают температуру горения 1300 градусов);
• линейка;
• машинное масло;
• паста гои, нашатырный спирт;
• бура;
• перчатки, маска, защитные очки – предметы защиты;
• эскиз будущего изделия.

Техника wire wrap мастер класс:
Для изготовления изделий из медной проволоки необходимо убедиться, что она (то есть проволока) не покрыта лаком. Сделать это абсолютно несложно, достаточно поднести кусочек проволоки к горелке, если появляется гарь и неприятный запах, значит, проволока покрыта лаком, который под воздействием огня обгорает. Этот способ хорош для удаления лака и размягчения проволоки, однако, следует учесть один момент – чем тоньше проволока, тем быстрее ее нужно проносить через огонь (остатки лака после обжига легко снимаются наждачным полотном). Для снятия образовавшегося нагара следует проволоку прокипятить в растворе из воды и лимонной кислоты, после чего промыть под проточной водой и ополоснуть в содовом растворе – после всех этих проделанных манипуляций проволока становится чистой и блестящей.

Изготовление сережек с цветком из полимерной глины – мастер класс wire wrap.
Нам понадобятся все вышеперечисленные приспособления и материалы, с единственной оговоркой на длину проволоки:
1,3мм. – не менее пятидесяти сантиметров,
0,8мм. и 0,5мм. – также по пятьдесят сантиметров;
0,4мм. – не менее одного метра.

w ire wrap обучение рукоделию своими руками:
Основа каждого изделия выполняется из самой толстой проволоки (обычно для бижутерии используется 1,3мм.), сам процесс не терпит спешки, сгибание проволоки должно происходить поэтапно – пошагово (как и в шитье в этой технике необходимо сравнивание с эскизом, только в этом случае будет максимально достигнута точность и плавность линий). Завитки выполняются согласно подготовленного рисунка, причем, следует помнить, что вторая сережка будет выполняться в зеркальном отражении к первой. Также, при помощи линейки, следует замерять ширину полученной согнутой капельки и завитушки, только в этом случае серьги будут идентичными.

Далее полученные заготовки следует отбить на наковальне молоточком небольшого размера (дабы не испортить заготовку-основу удары должны наноситься с изнаночной стороны, быть легкими и аккуратными, равномерными по всей поверхности). Места скрещивания проволоки лучше всего аккуратно раскрывать и легонько отбивать каждую часть по отдельности. После того как процесс будет завершен, заготовку необходимо осмотреть и раскрывшиеся участки подправить, то есть при необходимости подогнуть круглогубцами. Далее необходимо произвести процесс шлифовки, следует это делать как на концах заготовки, так и по всей поверхности, таким образом можно избавиться от следов, оставленных инструментами (готовая заготовка чем-то будет напоминать скрипичный ключ – wire wrap art).

Далее нам понадобятся два отрезка проволоки 0,8мм. длиной по десять сантиметров каждый. На концах этих отрезков необходимо сделать капельки так, как показано на рисунке, делать это лучше всего над специальной горелкой при температуре не менее 1200-1300 градусов, при ее же отсутствии можно делать это над обычной газовой плитой, только кружок рассекателя нужно сдвинуть на половину конфорки. А еще для получения красивой капельки понадобится бура, благодаря ей будет потрачено минимальное количество времени и капельки получатся идеально гладкими. Следует быть достаточно внимательным, так как весь процесс занимает считанные секунды, при более длительном времени капля получается более вытянутой, а ее шейка более тонкой и растянутой, нам же этого не нужно поэтому «не зеваем», делаем все точно и достаточно быстро. Сгибаем заготовку скобочкой, кончики макаем в буру, подносим снизу горелку – несколько секунд и капелька готова. Далее ее следует проварить в растворе с лимонной кислотой для избавления от нагара, при необходимости подправить надфелем.

Далее оба полученных изделия необходимо сплести при помощи проволоки 0,4 мм. согласно эскиза (пятнадцать сантиметров от края проволоки оставляем свободным, начинать оплетать необходимо с середины заготовки). Можно использовать различные техники сплетения, которые описаны в различных журналах и учебниках – wire wrap tutorial, но по задумке эти серьги оплетаются плотными, ровными витками следующим образом: четыре витка сделать по заготовке из толстой проволоки, два – по заготовке из тонкой проволоки (см. фото.).

Конец обрезать внутрь заготовки, слегка прижать и подкрутить утконосами. Свободный край нам необходим для того, чтобы нанизать бусинки, после чего нужно сформировать загиб на тонкой проволоке под бусинку и примотать, конец закрепляется аналогично предыдущему. Край с капелькой закрутить в красивый завиток при помощи круглогубцев. Изготовление второй сережки необходимо произвести в зеркальном отражении по тому же принципу.

Обе получившиеся заготовки, а также два отрезка проволоки диаметром 0,5мм. и длиной пятнадцать сантиметров нужно запатинировать, то есть придать проволоке оттенок, это можно сделать при помощи аммиака (зеленовато-коричневый), серной мази (красновато-коричневый). При работе с аммиаком или другими химическими элементами не забывайте пользоваться средствами защиты (маской, перчатками и защитными очками).

w ire wrapping уроки – патинирование аммиаком:

В банку (лучше всего объемом один литр) налить половину пузырька приобретенного в аптеке аммиака, заготовки и отрезки проволоки подвесить на нитке в банку так, чтобы они не касались самой жидкости (то есть процесс будет происходить непосредственно с аммиачными парами), закрыть крышкой, а банку обмотать пищевой пленкой, дабы избежать улетучивания тех самых паров (в тепле процесс значительно ускоряется). Процесс патинирования длится около двух часов, при более длительном времени проволока приобретает более темный оттенок.

Следует знать, что не все материалы можно подвергать воздействию паров аммиака. Так, например, не желательна обработка металлизированных бусин, а также некоторых видов камней (малахит, бирюза, агат) и натурального жемчуга. Их не следует обрабатывать химическими веществами, а вплетать их в изделие необходимо в самую последнюю очередь.

Далее изделие можно обработать пастой гои, размягченной машинным маслом, вытереть чистой тряпочкой, отполировать гравером, войлочным кругом и в завершении отмыть заготовку при помощи зубной щетки и средства для мытья посуды.

Изготовление цветка из полимерной глины.
Из эпоксидной смолы скатать «колбаску», один край которой сжать, придав ей тем самым капелевидную форму, нарезать пять пластиночек, которые нужно наложить внахлест друг на друга и слегка прижать, так прикрепить остальные лепестки, сделать сквозное отверстие. Готовый цветочек опустить в кипящую воду и сварить, либо запечь в горячей духовой печи. В центр цветка продеть закрепленную на проволоке бусинку. При желании можно изготовить более сложную композицию, например, розу из полимерной глины, мастер-класс с пошаговым фото которой легко можно найти на нашем сайте.

Читайте также:  Кулон с болотно-зелёным агатом: wire wrap пошагово с фото

К практически готовому изделию, немного выше бусинок примотать цветок, заранее изготовленный из полимерной глины (можно изготовить несколько цветочков разного цвета, которые можно будет в дальнейшем менять под цвет наряда), также для украшения изделия можно применить бисероплетение цветов или лепестков. В завершении необходимо закрепить швензу и обработать изделие лаком (сделать это нужно для того чтобы изделие не темнело и не окислялось от воздействия с воздухом, влагой или кожей).

Готовое изделие внимательно проверить на наличие острых концов, которые необходимо подкрутить внутрь заготовки и прижать к основанию. Украшение своими руками, сережки из проволоки, мастер-класс с пошаговым фото готовы.

По тому же принципу можно изготовить подвеску – кулон на цепочку, в этом случае получится очень красивый комплект, который украсит любой наряд и придаст образу совершенный вид. Также элементы (капельки и завитки, бусинки и цветок из глины) можно использовать при изготовлении браслета.

Изготовление данного изделия, как уже говорилось ранее, требует свободного времени и усидчивости, если завитки и в целом изделие не получились идеальными с первого раза, не отчаивайтесь, так как обязательно получится в следующий раз, навык и умение приходит со временем. Или же можно приобрести готовые изделия в wire wrap магазине.

Благодаря современному искусству под названием wire wrap возможно изготовление бижутерии, а также украшение предметов быта и посуды, например, декорирование свадебных бокалов мастер-класс. Пробуйте, дерзайте и у Вас все получится.

Цветок в технике Wire Wrap

Техника Wire Wrap – техника кручения проволоки, переплетения и пайки с добавлением декоративных элементов (бусин, бисера, кабошонов) или без них. Данная техника существует многие сотни лет и ее можно назвать предком ювелирного искусства. Так, например, известны находки славян, выполненные в технике кручения, которые можно увидеть в музеях.

Проволока

В технике Wire Wrap используют несколько видов проволоки:

Также можно встретить проволоку с цветным покрытием, но среди мастеров Wire Wrap она не популярна, так как со временем покрытие трескается и линяет.

Не любая проволока пригодна для техники
Важно понимать, что для техники нужна специальная проволока. Такая проволока долговечна, заломостойка, без проблем испытывает нагрузки и перегревы в местах сгибов, а главное — не теряет форму.

Проволока может быть разной толщины и мягкости. Для плетения лучше всего подходит мягкая и тонкая диаметром от 0,25 мм до 0,5 мм, а для основы, чтобы держалась форма — толстая и твердая от 0,6 мм до 2 мм. Толщина и мягкость прямо пропорциональны друг другу: чем тоньше, тем мягче — и наоборот. Проволоку можно сделать мягче, для этого ее обжигают на газовой горелке или плите, после отбеливают в теплом растворе лимонной кислоты. Таким же образом удаляется лаковое покрытие.

Латунная проволока представляет собой сплав меди, олова, свинца и никеля, она жестче меди, поэтому с ней тяжелее работать. Латунь плохо вступает в химические рекции, но и без эффектов состаривания изделие выглядит благородно.

Проволока нейзильбер имитирует серебро, является сплавом меди, цинка и никеля. Очень гибкая. Ее серебристый цвет с желтым оттенком добавляет готовому изделию винтажный эффект даже без дополнительных химических процессов.

Для рукодельниц, только осваивающих технику Wire Wrap, мы рекомендуем начать знакомство с техникой с медной проволоки, так как она мягче и выгоднее по цене.

На сайте и в интернет-магазине есть подробные и простые мастер-классы по созданию украшений Wire Wrap, созданные специально для Кафебижу известными мастерицами.

Металлические листы

Техника Wire Wrap подразумевает использование медных и латунных листов.

Из листов вырезают фигурки, делают основы, используют технику чеканки.

Чеканка — текстурный объемный рисунок, узор, надпись, выбитые на листе металла.

Для чеканки используются разные металлы, главное их свойство — пластичность, чтобы материал деформировался, но не ломался. Чаще всего используются медные листы, но популярна и латунь. Толщина материала составляет от 0,4 мм до 2 мм — все зависит от вида чеканки (объемная или плоская). Сам рельеф создают с помощью специальных инструментов: чеканов и молотков.

Дополнительные эффекты

Особую изюминку украшениям в технике Wire Wrap придает состаривание.

Достигается такой эффект методами химических реакций.

  • Патинирование — на изделии появляется голубая, зеленая, изумрудная патина (налет).
  • Чернение — похож на патину, но для него используют другие реактивы, появляется черный налет.
  • Травление — удаляется необходимая часть металла с поверхности, и рисунок приобретает объем.

Необходимые инструменты

Для первых шагов подойдет минимальный набор:

  • круглогубцы — чем тоньше, тем лучше
  • плоскогубцы — необходимы гладкие
  • кусачки — обратите внимание как они отрезают проволоку. Срез должен быть ровным, именно поэтому не подойдут обычные инструменты, используемые в строительстве.

Дополнительно можно приобрести молоток и наковальню. Хотя это необязательно, но все-таки работа выглядит лучше, когда проволока в некоторых местах сплющена.

Чтобы сохранить срок службы готового изделия, предотвратить почернение, особенно в местах соприкосновения с кожей, приобретите цапон-лак.

В сети магазинов Кафебижу и в интернет-магазине можно купить проволоку Wire, листовую медь и латунь, цапон-лак для покрытия, а также инструменты в наборах и по отдельности — все, что потребуется вам для создания украшений в технике Wire Wrap.

Цветок в технике Wire Wrap

Войти

8 выдающихся зарубежных мастеров в технике wire wrap

Хочу познакомить вас с восьмёркой лучших в своём деле зарубежных мастеров в технике wire wrap (оно же — кручение проволоки). Сразу скажу, лучшие они на мой взгляд.

Изучая работы из проволоки в этой технике уже на протяжении 4-х лет, выделяю наиболее популярных и умелых зарубежных мастеров. Сама вдохновляюсь их работами и вам предлагаю 🙂

Моя последовательность мастеров не принципиальна 🙂

Iza Malczyk.

Польская мастерица, работает с серебром, драгоценными и полудрагоценными камнями.

Bartosz Ciba. Польский мастер, работает с серебром, драгоценными и полудрагоценными камнями. Использует пайку в работе с украшениями

Lunarieen UK.

Дуэт поляков по происхождению, ныне проживающих в Великобритании Каси и Мариуша. Работают с серебром, драгоценными и полудрагоценными камнями.

Sarah-n-Dippity (Sarah Thompson).

Американская мастерица. Работает с серебром, драгоценными и полудрагоценными камнями.

Мастерица из Хорватии, работает с серебром и с драгоценными и полудрагоценными камнями

Lisa Barth.

Американская мастерица, работает и с медью и с серебром. Использует различные дополнительные материалы: кабошоны, бисер, кожу, серебряную глину.

Litori.

Польская мастерица Wioleta Lewandowska. Работает с серебром, с драгоценными и полудрагоценными камнями.

Работы каждого мастера по своему увивительны, есть свой характер.

Желаю вам продуктивного вдохновения от этих восхитительных работ.

Разработка содержания и методики проведения серии мастер-классов по технике художественного плетения из проволоки «Wire wrap»

Мастер-классы являются одной из актуальных форм при формировании новых, углублении и совершенствовании имеющихся знаний и умений по любому виду декоративно-прикладного творчества. Особенно часто мастер-классы проводятся на разных уровнях системы художественного образования.

Следует отметить, что вопреки прогрессу во всех сферах современной жизни, декоративно-прикладное творчество, народные промыслы и ремесла не только не исчезают, но и активно развиваются. Одним из ярких современных видов творчества является техника художественного плетения из проволоки «Wire wrap».

Термин «Wire wrap» (от английского Wire – проволока, wrap – обертывание) имеет несколько значений. Wire wrap – техника изготовления предметов, украшений, аксессуаров из проволоки разных размеров с помощью специальных инструментов, путем составления различных узоров и плетения, с добавлением различных компонентов: натуральных и искусственных камней, бусин, бисера, металлической фурнитуры и других материалов [1.2]. Также «Wire wrap» – понятие, которым называют изделия, сплетенные или скрученные из проволоки.

Такие свойства проволоки, как гибкость и сохранение заданной формы, уникальны и позволяют, как никакой другой материал, создавать любую конструкцию без сложного оборудования.

В отличие от большинства других видов декоративно-прикладного творчества, технике Wire wrap свойственна доступность и малая цена расходных материалов и инструментов. При этом изделия смотрятся добротно, дорого и самобытно.

В результате поиска литературных источников, мы выяснили, что о технике плетения из проволоки нет учебных пособий, книг или брошюр. Существует несколько англоязычных журналов, предлагающих примитивное применение проволоки. У данного вида творчества нет устоявшейся системы понятий, терминов, технологических приемов. В настоящее время в сети Интернет существует большое количество рекомендаций мастеров по изготовлению изделий из проволоки. Кроме того, некоторые приемы не имеют названия, и каждый автор использует «свои» термины, что лишь вносит путаницу в систему понятий вида творчества.

Вышеперечисленные факты позволяют сформулировать задачи исследования: осуществление поиска, обобщение имеющейся информации и представление ее в виде системы знаний о технике художественного плетения из проволоки как виде декоративно-прикладного творчества; разработка серии мастер-классов по овладению этой техникой на примере выполнения изделий различных по назначению.

Систематизацию сведений о технике художественного плетения из проволоки (содержание) выполним на основе следующего алгоритма: сведения из истории, ассортимент изделий из проволоки, виды композиций, элементы и мотивы, материалы и инструменты для изготовления изделий, технологические приемы, этапы изготовления изделия.

Сведения из истории в обобщенном виде представим на основе содержания статьи «Плетение из проволоки и изделия из проволоки» (автор не указан) с сайта «Художественная чеканка и художественные изделия из металла. Травление металла, художественное литье, гальванопластика и ковка», [1.1]. Также отметим, что данная информация имеется и на других сайтах.

Создание изделий из проволоки – древнее искусство, возникшее в Египте примерно за 3 000 лет до н. э. В 2600 г. до н. э. проволока использовалась в Шумере для изготовления золотых и серебряных лент, которыми придворные дамы украшали свои прически. Постепенно это ремесло распространилось в Передней Азии и затем – в Европе.

Изначально «проволокой» служили узкие полоски, нарезанные из металлического листа. Их перекручивали, затем прокатывали между двумя плоскими поверхностями, чтобы сгладить острые кромки или спирально навивали на круглый сердечник.

Ныне проволоку производят волочением. Такой способ изобретен в Персии в VI веке до н. э., в Европе он появился в X веке н. э. Стальная проволока использовалась для изготовления кольчуг, щеток для чесания шерсти, для конской сбруи, цепей, рыболовных крючков и иголок. Золотая и серебряная проволока до этого времени выпускалась исключительно для производства ювелирных изделий. В средние века тонкая проволока применялась в вышивке. Изготовление золотой и серебряной проволоки процветало до Великой французской революции, после которой мода на вышивку золотом прошла, и эта отрасль промышленности начала приходить в упадок.

Из-за того, что железо ржавеет, очень немногие предметы из проволоки сохранились до наших дней. С XIX века для защиты проволочных изделий от ржавчины применяют лужение и покрытие черным лаком.

К середине XIX века с появлением паровой машины началось массовое производство проволоки, проволочной сетки. К концу века ассортимент изделий расширился от предметов домашнего обихода (венички, корзинки, вешалки) до фонарей и ограждений. Однако появление пластмассы привело к постепенному угасанию этого производства.

В начале XXI века проволоку стали использовать в декоративно-прикладном творчестве, которое активно развивается в Африке и Мексике. В Европе с возобновлением интереса к ручному творчеству художественное плетение переживает второе рождение.

На современном этапе о технике Wire wrap в России известно немного. Однако кольчуги изготавливали еще в Древней Руси, следовательно, умели изготавливать проволоку и делать из нее различные изделия.

Отметим, что если ранее проволока использовалось в военных, промышленных и бытовых целях, то на современном этапе применяется как материал и в декоративно-прикладном творчестве.

Одним из основоположников художественного плетения из проволоки является американский скульптор, дизайнер Александр Колдер (1898–1976 гг.). Он приобрел всемирную известность благодаря замысловатым фигурам из проволоки и «мобилям» – кинетическим скульптурам, которые приводятся в движение электричеством или ветром. Также он создавал плетеные украшения из золота, меди, алюминия с дополнениями из стекла, осколков керамики и пр. [1.3].

В настоящее время в мире множество мастеров создают неповторимые изделия из проволоки. Заслуживают внимания работы и российских авторов Е. Синельник, А. Ликратовой, А. Кустовой, М. Макаровой.

Анализ большого количества готовых изделий в технике плетения позволяет сделать вывод, что ассортимент изделий из проволоки очень широк. Это

предметы интерьера (мебель – кресла, столики, скамьи; абажуры, вешалки, занавески, корзинки, блюда, вазы и др.);

сувениры (подставки, держатели для украшений, статуэтки, интерьерные подвески, брелоки для ключей, закладки для книг и др.);

украшения (браслеты, кольца, серьги, броши, кулоны, бусы, ожерелья, цепочки, гребни, диадемы, короны, венцы, каффы, воротнички, пуговицы и др.);

аксессуары (сумочки, зонты, пояса, перчатки и др.);

историческая реконструкция (кольчуги);

малые архитектурные формы.

Изделия могут выполнять и эстетическую, и утилитарную функции (Илл. 1–4). Украшения составляют большую часть ассортимента.

Виды композиций, основные элементы и мотивы. В результате изучения ассортимента готовых изделий, выполненных в технике Wire wrap, мы выяснили, что они разнообразны по стилевому и цветовому решению.

Часто используются геометрические и растительные элементы и мотивы. Основными элементами являются спирали, завитки и плавные линии, из которых могут составляться узоры.

Композиции в изделиях могут быть абстрактными или изображать животных, людей, растения и др.; быть симметричными или асимметричными. Часто композиции выполняют в круге.

Цвет изделий зависит от цвета проволоки. Дополнения для декорирования изделия подбирают в сочетании с основным цветом проволоки.

Основным материалом для изготовления изделий в технике художественного плетения является металлическая проволока. Она бывает различных диаметров (от 0,2 до 5,0 мм) и сечений (круглое, полукруглое, плоское, квадратное, шестиугольное). Сочетание нескольких сечений в одном изделии смотрится выразительно. Назначение проволоки различных диаметров представлено в таблице 1.

Назначение проволоки по диаметру сечения

Диаметр, мм

Назначение

Используется для обмотки, соединения, закрепления деталей. Несет конструктивное и декоративное назначение

Используется для изготовления основных деталей изделия, а также может применяться для обмотки и соединения деталей

Используется для изготовления основных деталей изделия

Применяется редко, в основном для создания конструкции

По составу проволока делится на три группы: проволока из недрагоценных металлов; из недрагоценных металлов с покрытием из драгоценных металлов; из драгоценных металлов.

I группа – проволоке из недрагоценных металлов относятся:

медная проволока (пластична, не боится многократных сгибаний и разгибаний, легко режется кусачками; продается в специализированных магазинах по невысокой цене);

проволока из сплавов меди – бронзы и латуни (мягкая, пластичная; продается в магазинах, специализирующихся на металлопрокате);

алюминиевая проволока (очень мягкая, легко гнется руками, проста в обработке; имеет низкую стоимость; продается в различных магазинах);

стальная проволока (жесткая, прочная, хорошо держит форму; сложная в обработке; продается в специализированных магазинах);

нейзильбер – дешевый аналогом мельхиора (пластичен, но требуется опыт в обработке; продается в ювелирных мастерских).

II группа – проволока из недрагоценных металлов (обычно медь) с покрытием из драгоценных металлов:

проволока с серебряным напылением (пластичная, мягкая, однако покрытие тонкое; продается только в ювелирных мастерских и на специализированных сайтах);

проволока с наполнением золотом (пластичная, мягкая; имеют высокую стоимость; продается только в ювелирных мастерских и на специализированных сайтах);

III группапроволока из драгоценных металловзолота и серебра (очень мягкая; имеет высокую стоимость; продаются только в ювелирных мастерских и на специализированных сайтах).

Чаще всего при создании изделий в технике художественного плетения используется медная проволока.

Для украшения плетеных изделий применяют различные декоративные дополнения (бисер, бусины из различных материалов; кабошоны из камня и пластика; камни, минералы, дерево, металл, окаменелости; зубы, когти, кости, рога; запчасти от механизмов и др.). Они могут занимать главное место в композиции изделия или быть лишь завершающим штрихом.

Инструменты для изготовления изделий подразделяются по назначению (для формообразования деталей; для отделки деталей; для окончательной отделки изделий).

Для формообразования деталей используются:

– плоскогубцы, круглогубцы – для изгибания поволоки;

– ригель – металлический конус для изготовления колец;

– вигджик («ленивец») – доска с отверстиями с некоторым количеством колышек, которые можно вставлять в доску для составления узора. Позволяет изготавливать ровные витки, сложные узоры, одинаковые детали;

Для отделки деталей применяют:

– молоток – для уплощения проволоки;

– молоток для чеканки (с шаровидной головкой) – для создания фактур на поверхности проволоки;

– наждачная бумага – для обработки острых концов проволоки;

– волочильная доска (фильера) – доска с отверстиями различного диаметра. Используется для выравнивания плетеных круглых шнуров;

– горелка, либо паяльник – для создания шариков на концах проволоки;

– лимонная кислота – для удаления налета с проволоки;

– раствор аммиака, серная печень, акриловая жидкость – для искусственного состаривания проволоки.

Для окончательной отделки изделий понадобятся:

– бормашина (гравер) – ротационный инструмент, имеющий различные насадки для шлифования и полирования изделий;

– паста ГОИ – шлифование и полирование изделия.

Основные технологические приемы. Как было нами отмечено в актуальности исследования у данного вида творчества нет устоявшейся системы технологических приемов. Для решения задачи исследования мы осуществили поиск имеющихся в сети интернет технологических приемов. Проанализировав и описав их, составили классификацию, которая представлена в таблице 2.

Основные технологические приемы, их назначение


Следует отметить, что, нами представлена первая классификация технологических приемов по назначению приемов на разных этапах изготовления изделия: приемы конструктивно-декоративные для формообразования деталей; приемы декоративные для отделки деталей; приемы декоративные для окончательной отделки изделия.

Шести приемам мы присвоили названия (спиральная обмотка, сплошная обмотка, фигурная обмотка, ажурное плетение, простое отбивание, фактурное отбивание). Однако понимаем, что работу по расширению видов технологических приемов можно продолжить, так как многие из приемов представлены в таблице в обобщенном виде (например, кольчужное плетение и вязание имеют большое количество схем).

В результате анализа готовых работ, а также собственного опыта создания изделий в технике художественного плетения из проволоки нами разработаны основные этапы изготовления изделий:

– создание эскиза и описание изделия (продумывается конструкция и прорисовывается форма изделия и отдельных элементов с учетом основных и дополнительных материалов; уточняются размеры изделия, дополнений и места скрепления деталей);

– выполнение чертежа и разверток проектируемого изделия (при необходимости);

– изготовление основных деталей;

– отделка основных деталей (отбивание, патинирование при необходимости);

– изготовление дополнительных деталей;

– отделка дополнительных деталей (отбивание, патинирование при необходимости);

– сборка изделия (скрепление деталей с помощью обмотки или плетения);

– декорирование изделия (патинирование при необходимости);

– окончательная отделка изделия (шлифовка и полировка изделия);

Этот перечень подходит для большинства изделий, однако при создании конкретного изделия количество этапов и их порядок могут меняться.

Выше представленное нами содержание составляет основу мастер-классов по технике художественного плетения из проволоки, что является второй задачей нашего исследования. Планирование мастер-классов осуществлено с учетом соблюдения принципов обучения.

При подборе изделий для мастер-классов мы руководствовались методической установкой – при минимальном количестве времени усвоить достаточное количество знаний и умений, выполнив несложные изделия, для дальнейшего самостоятельного освоения техники.

Для проведения трех мастер-классов мы рекомендуем три изделия: кулон (плоскостное плетение), кулон (оплетение предметов), интерьерная подвеска (объемное плетение). Содержание мастер-классов представлено в таблице ниже.

Содержание мастер-классов

Результаты апробации мастер-классов. Данные мастер-классы апробированы в КОГПОБУ «Кировских технологический колледж» в группах студентов специальности «Дизайн в текстильной и легкой промышленности», «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий». В них приняли участие 16 человек. Результатом стали три изделия для каждого участника, созданные в технике художественного плетения из проволоки. По окончании мастер-классов с участниками и руководителями групп была проведена беседа, по результатам которой сделаны выводы:

– никто из участников раньше не слышал об этой технике. Wire wrap вызвал удивление у студентов и желание овладеть всеми технологическими приемами техники;

– на мастер-классах работа велась по готовым эскизам, однако две трети участников проявляли творческую инициативу, изменяя композицию изделия;

– руководители группы внесли предложение организовать в колледже спецкурс по технике плетения из проволоки для дизайнеров и конструкторов одежды. Полученные умения и навыки студенты смогут использовать для выполнения аксессуаров и дополнений для авторских коллекций одежды, которые ежегодно проектируют и воплощают в материале.

Таким образом, в результате исследования:

– представлены сведения о технике художественного плетения из проволоки Wire wrap в виде системы знаний, как виде декоративно-прикладного творчества;

– впервые разработана классификация технологических приемов,

– нами доказано, что техника художественного плетения из проволоки имеет большой обучающий потенциал (способствует развитию художественного и технологического мышления), поэтому целесообразна для включения в систему художественного образования (детей и взрослых).

– разработанные мастер-классы по технике Wire wrap также рекомендуются всем любителям декоративно-прикладного творчества.

Читайте также:  Медный браслет (Марина): wire wrap пошагово с фото
Ссылка на основную публикацию