Медный кулон оригинальной формы: wire wrap пошагово с фото

Кручение проволоки или Wire wrap

Wire wrap art или, по-другому, кручение проволоки является одним из видов рукоделия. У этого вида есть свои методы работы, своя терминология и свой инструментарий. В данной статье мы познакомимся с этими составляющими, а также будем искать вдохновение в искусных работах профессиональных мастеров.

Что представляет собой техника wire wrap art?

В основе данной техники лежит работа с проволокой, изготовленной из разного материала, которым может быть медь, серебро, латунь и т.д. Из проволоки мастера создают различные украшения и аксессуары. Изделие может быть изготовлено исключительно из проволоки, либо представлять собой композицию, составленную из проволоки и иных материалов, например, бусинок, пуговиц, перьев, камней и т.д.

Работа с проволокой происходит посредством инструментов, которыми мастер придает проволоке надлежащую форму. Иногда в этой технике прибегают к пайке. После того, как проволока приняла нужные очертания, сначала ее состаривают, а затем начинают полировать. Благодаря этой процедуре изделие из проволоки получает благородный налет времени и смотрится более изящно.

Искусство wire wrap стало крайне популярным в наше время среди мастеров, увлекающихся handmade. Из проволоки создаются необыкновенные работы, которые удивляют красотой и богатством воображения мастера. Проволокой оплетают предметы, из нее создают узоры, крутят и плетут цепочки.

Историческая справка: где возникла техника wire wrap

История техники кручение проволоки восходит к периоду Древнего Египта. Несколько тысячелетий до н.э. в Шумере проволока применялась для создания украшений, которыми придворные дамы обрамляли свои прически. Позднее этот вид рукоделия дошел и до Европы.

Изначально проволоку изготавливали посредством резки металлического листа, после чего тонкий металлический лоскут перекручивали. Сейчас ее получают в процессе технологии волочения. Это древняя технология, которая возникла еще в шестом столетии до н.э. в Персии, и только в Средневековье она стала известна в странах Европы.

Особенной популярностью пользовалась проволока из стали, так как служила для изготовления военного снаряжения, сбруи, а также использовалась в рыболовном промысле. Тем не менее, основное место в Средневековье проволока продолжала занимать в швейном ремесле, изготавливались золотые и серебряные проволоки.

Расцветом волочильного промысла стал 16 век. В Англии была изобретена механическая волочильная машина. Ее создателем был Рудольф Нюрнбергский. Затем волочильное производство пришло в упадок, так как вышивка золотом перестала быть на пике популярности.

В Америке собственное волочильное производство возникло в конце 19 века, до этого поставщиками проволоки были Германия и Англия. К концу века волочильная отрасль вновь стала популярна. Из проволоки изготавливали всевозможные ограждения, корзины, предметы быта и иные товары.

Сейчас плетение проволоки — одно из самых популярных направлений в декоративно-прикладном искусстве, оно имеет своих поклонников во всех уголках мира.

Словарь терминов

У этой техники есть свой специфический сленг, который включает в себя ряд терминов. Если вы решили заняться этим видом творчества, то вам стоит познакомиться с основной терминологией.

Wire wrap — вид handmade искусства, который представляет собой работу с проволокой, создание из нее украшений и аксессуаров.

Бормашина — профессиональный инструмент для обработки мелких объектов. Применяется, как правило в ювелирном деле, стоматологии, приборостроении и т.д.

Вигджиг — доска с отверстиями и колышками, которая используется для создания узоров из проволоки посредством кручения.

Вальцы — специальный инструмент, предназначенный для обработки изделия. Представляет собой станок с двумя валами, между которыми пропускается изделие.

Вайерворкер — мастер, который занимается wire wrap.

Горелка — в технике wire wrap применяется при необходимости видоизменить проволоку посредством плавления металла.

Наковальня — инструмент, с помощью которого металлическим предметам, раскаленным до определенной температуры, придают нужную форму.

Патинирование — способ обработки изделий из металла, который позволяет визуально изменять предметы, добавлять игру света и тени, состаривать изделие и т.д.

Паста ГОИ — паста, которая используется для полировки и шлифования предметов из металлов.

Пайка — оплавление металла с помощью паяльника, как правило, для того, чтобы соединить несколько частей воедино.

Ригель — специальный инструмент, с помощью которого создаются браслеты, кольца и другие предметы округлой формы.

Серная печень — материал, который употребляется при патинировании изделия.

Чеканка — процесс создания изображения путем выбивания его на поверхности предмета.

Штангенциркуль — инструмент для измерений с максимальной точностью.

Инструменты для wire wrap

Если вы только приступили к изучению данной техники, то для начала вам можно ограничиться небольшим набором инструментов.

Для первых работ делать выбор стоит в пользу медной проволоки, так как она наиболее легка в обращении. Купите проволоку разного диаметра, каждая будет использоваться для разных целей: оплетение, создание каркаса и т.д.

Необходим для придания деталям из проволоки желаемой формы.

Предназначен для создания колец из проволоки.

Понадобится для полировки.

Нужны для создания деталей из проволоки.

Пригодится для того, чтобы отбивать детали.

Необходимы для того, чтобы обрезать лишние части проволоки.

Какими приемами пользуются при работе с проволокой?

К основным приемам работы в технике wire wrap относятся разные виды кручения, создание спирали и мотка. Если вы научились этим приемам, то можете смело переходить к более сложным.

Как происходит патинирование изделия?

Процесс патинирования заключается в создании оксидной пленки, искусственной патины на поверхности изделия. В результате этого процесса предмет приобретает налет старины. Это делается для того, чтобы изделие гармонично вписалось в соответствующий интерьер или походило на старинный подлинник.

Есть несколько способов патинирования: химический, термический и электрохимический.


К наиболее простому способу патинирования относится термический . Достаточно опустить изделие в пламя горелки или кухонной конфорки, и на проволоке начнут возникать разводы разных оттенков. Чтобы эффект сохранился, после обработки пламенем изделие опускают в холодную воду, а затем фиксируют лаком.

Другим не менее действенным способом является химическое патинирование. При этом методе мастера прибегают к помощи серной мази. Ей смазывают изделие, оставляя его лежать в течение нескольких часов, после чего мазь смывают любым мыльным средством. Патина, которая образуется на изделии в результате этого способа, имеет очень темный цвет.

Еще одним способом придания благородного оттенка украшению или антиквариату является простое вареное яйцо. Его нужно положить в целлофановый пакет, измельчить, не очищая от скорлупы, а затем поместить в эту консистенцию желаемый предмет. Буквально в течение часа легкий налет на предмете будет обеспечен, а чтобы образовалась полноценная патина, его нужно выдержать в смеси еще 4-5 часов.

Медный кулон оригинальной формы: wire wrap пошагово с фото

Страницы

06.02.2014

Медный кулон “Сердце” в технике wire wrap. Просто не верится, что это так просто! Очень подробный МК

Автор мастер – класса: Елена Синельник

Скоро День Валентина и можно порадовать свою половинку или лучшую подругу, сестру, маму вот таким сентиментальные кулоном сердечком. Его изготовление не займет много времени. Данный мастер класс не сложный и рассчитан на новичков в этом деле.
Необходимый инструмент и материалы:

1 – большой молоток (можно без него обойтись),
2 – молоток с круглым бойком,
3 – наковальня (или что то наподобие, например тот же молоток),
4 – надфиль,
5 – плоскогубцы,
6 – круглогубцы,
7 – кусачки,
8 – проволока трех диаметров:
– 0.4 мм (тонкая),
– 1.5 мм ( средняя),
– 2 мм (толстая),
9 – гравер с насадками (металлическая вата и войлок) и паста ГОИ. Этот процесс можно также сделать вручную. Также понадобится емкость (банка к примеру) с крышкой и раствор аммиака (продается в аптеке).

фото 2

Наждачная бумага и конечно же набор бусин любого цвета разных размеров.

фото 3 и 4

Предварительных эскизов никаких делать не будем, импровизируем в процессе. Итак начинаем делать наше сердечко. Отрезаем кусок проволоки 2 мм длиной примерно 15-17 см. Круглогубцами аккуратно и не спеша сгибаем один конец проволоки, как показано на фото 5.
фото 5

Загнув одну половинку сердечка, приступаем ко второй

фото 6

фото 7

Получается вот такая заготовка, супер симетрия тут особо не нужна, по задумке сердце у нас ассиметричное.

фото 8

Одну половину отбиваем молотком с плоским бойком. Здесь у меня большая наковальня, мне на ней удобнее работать, но если у вас такой нет – не беда, можно обойтись маленькой (или подобием наковальни).

фото 9

Вот так выглядит отбитая половинка.

фото 10

Вторую половинку отбиваем молотком с круглым бойком, к сожалению чем заменить такой молоток не знаю, лучше наверно купить, он не дорогой. Не спеша, равномерно по все поверхности бьем.

фото 11

фото 12

Далее подключаем остальную проволоку – берем 1.5 мм отрезок примерно 30-40 см, и 0.4 длиной около метра.

фото 13

Скрепляем между собой сердце и 1.5 мм проволоку тонкой проволокой. Тонкую проволоку сгибаем пополам и начинаем обмотку.

фото 14

фото 15

фото 16

фото 17

Получается примерно так. Чередовать количество витком можно любое: один большой – два маленьких, три больших – три маленьких, и так далее. Главное витки делать аккуратно и периодически, если необходимо, придвигать их плотно друг к другу. Изделия с неаккуратной намоткой смотрятся кустарно.

фото 18

Сделав примерно сантимер обмотки, начинаем делать узор.

фото 19

Его я делаю от руки, аккуратно, не спеша, сгибая проволоку.

фото 20

фото 21

фото 22

Лишний конец обрезаем кусачками.

фото 23

Теперь кончик нужно обработать – отгинаем его, отбиваем, зачищаем надфилем и шкурим наждачкой. Такие манипуляции нужно проделывать с каждым свободным концом проволоки. Если у вас кусачки не с прямым срезом , как у меня, то тем более концам проволоки нажно уделить внимание, даже если конец не расплющенный, а просто обрезанный.

Читайте также:  Серьги и кулон в тенике Wire wrap

фото 24

Если остаются следы от молотка – шкурим. Далее уже вплетаем бусины, здесь как раз важно разнообразие бусин по размеру.

фото 25

Далее достаточно простые этапы, думаю все понятно по картинкам.

фото 26

фото 27

фото 28

фото 29

фото 30

фото 31

фото 32

фото 33

фото 34

фото 35

Таким образом один конец тонкой и средней проволоки у нас полностью ушли в работу.

фото 36

Далее принимаемся за проволоку с другой стороны обмотки.

фото 37

Делаем произвольные узоры из проволоки средней толщины.

фото 38

фото 39

Примерный узор мы сделали, теперь можно его сделать немного объемным, отбив на наковальне.

фото 40

фото 41

фото 42

Теперь узор приплетаем к основе. Такие наложения я называю “принцип фотошопа”, кто хоть немного знаком с этой программой, знает, что там есть слои. Вот и мы здесь каждый раз накладывем новый слой проволоки).

фото 43

фото 44

фото 45

Вот такое получается сердечко.

фото 46

Теперь сделаем к нему держатель (бэйл). Отрезаем сантиметра 3 толстой проволоки.

фото 47

Плющим ее на наковальне. Выравноваем кусок с помощью надфиля и наждачки.

фото 48

Сгибаем как показано на фото.

фото 49

Бэйл готов. Зазор оставляем чтобы одеть на кулон, потом зажимаем.

фото 50

фото 51

Патинируем кулон – подвесив на веревку, опускаем в баночку с открытой емкость с аммиаком, медь окисляется в парах аммиака, для ускорения процесса можно поставить на батерею или другое теплое место.

Существуют другие способы патинирования, но этот пожалуй самый дешевый и доступный .

Оставляем на несколько часов и следим за изменением цвета.

Следует помнить что малахит, жемчуг, янтарь и некоторые другие камни так окислять нельзя, лучше использовать средства для патинирования металлов, которые наносятся кисточкой или вплетать камни после патинирования.

фото 52

Вот так выглядит окисленный кулон.

фото 53

Затираем поверхность шкуркой, можно еще использовать жесткую губку для посуды.

фото 54

С помощью гравера окончательно зачищаем выступающие части.

фото 55

Полируем войлоком (можно вручную), предварительно нанеся на него пасту ГОИ.

фото 56

Такое получается сердце. Теперь моем его с мылом и щеткой, смываем лишний жир и пасту.

фото 57

При желании изделие покрываем лаком для металла. Такой лак на длительное время защитит изделие от окисления.

фото 58

Прикрепляем цепочку с замком и кулон готов!

Вариантов может быть сколько угодно! Здесь решающую роль будет играть только ваша фантазия)

Делаем кулон «Сокровища Зергов» в технике wire wrap

Со слов автора. Сегодня я хочу поделиться с вами опытом и историей создания кулона из медной проволоки в технике Wire wrap.

Так как я являюсь преданным фанатом sci-fi, научной фантастики, фентези и всего, что около, то и украшения у меня порой рождаются соответствующие.

Прошу не судить строго, опыт в написании мастер-классов у меня совсем небольшой, но постаралась показать процесс максимально подробно.

Итак, для работы нам понадобятся:

– проволока нескольких диаметров (2мм, 1мм, 1,2 мм, 0,2-0,3мм для обмотки);

– кабошон (у меня дихроичное стекло);

– точильный станок/надфиль/гравер с абразивной насадкой — что есть и чем удобно пользоваться;

– наждачная бумага мелкой зернистости и полировальная паста.

Шаг 1. Делаем основу

Берем отрезок проволоки 2 мм, длиной 6-8 см (зависит от размера вашего кабошона), круглогубцами сгибаем его дугой.

Концы заостряем любым удобным для вас способом. У меня это самодельный точильный станок еще советских времен.

Очень сильно отбиваем верхнюю часть нашей дуги на наковальне (как и у многих, моя сделана собственноручно из подошвы старого утюга).

Шлифуем, если местами получились неровности, полируем наждачной бумагой (я использую несколько, в конце прохожу 1000 и 2000).

Шаг 2. Оплетаем кабошон

Для этого берем три отрезка проволоки, даметром 1мм, один будет держать кабошон сзади, два других пойдут на лицевую часть. Длина отрезков не принципиальна, лишнее в процессе мы уберем, но небольшие куски оставить надо (по фото примерно понятно насколько они должны быть длинными).

Примеряемся к нашему кабошону.

Обмотку начинаем со средней детали.

Примерно на 1/3 высоты приматываем тремя витками нижнюю.

Движемся дальше и на середине, или даже чуть ниже, приматываем тремя витками верхнюю деталь.

Доходим до нижней части и прихватываем нашу «изнаночную» деталь опять, по центру делаем широкую обмотку двух верхних элементов.

Обмотка закончена! Теперь немного отгибаем верхние дужки и вставляем наш кабошон.

Прикидываем оплетенный кабошон и нашу основу. Обратите внимание, хвостики мы заводим вверх, а два нижних отрезка оставляем сзади (в дальнейшем мы так и будем крепить наш кабошон к основе).

Шаг 3. Добавляем дуги

Берем два отрезка проволоки диаметром 1,2 мм (вы можете взять и 1 и 1,3-1,4, это не очень существенно.

Прикидываем и гнем их по изгибу основной детали. Точно также как и при создании основы, мы заостряем и шлифуем кончик.

Начинаем приматывать наши дуги к основе.

Примеряемся к кабошону, возможно где-то надо подвинуть/подтянуть повыше.

В верхней части делаем изгиб и соединяем дуги обмоткой 3х3, сгибаем, оставляя сверху небольшой зазор (там будет держатель нашего кулона.

Как вы видите, наши кончики ушли назад, берем круглогубцы и аккуратно выводим их на лицевую часть.

Шаг 4. Собираем все в кучу

Берем наш оплетенный кабошон и основу с дугами и перекручиваем хвосты с задней части вперед и назад. Внимательно следите, чтобы передние дужки не разъехались широко, они удерживают кабошон.

На лицевой части пару откусываем, пару оставляем длинными.

Что творится на обратной стороне.

Эти хвосты, залезшие на кабошон, после того, как все будет крепко держаться, нужно будет откусить по длине основы и поджать.

Последние две длинных дуги мы откусываем до одной длины, заостряем кончик и огибаем ими лицевую сторону кабошона.

Обматываем все наши хвосты на лицевой части между собой.

Приматываем медные бусины и кулон готов! Под верхние дужки пропускаем медное колечко (скрутите один виток круглогубцами) и крепим держатель (у меня импровизирован на ходу, но можно взять и готовую фурнитуру).

Осталось придать нашему медному кулону законченный вид. Для этого мы шлифуем и полируем все, что пропустили или ненароком оставили следы инструментами. Обезжириваем, удаляя возможный налет (моем со средством для мытья посуды), сушим и оставляем в плотно закрытой емкости с аммиаком (нашатырный спирт). Возможно кому-то больше по душе серная печень или вообще без патины, но мне нравится именно этот способ.

Контролируем процесс потемнения. Когда нас устроит цвет, достаем наш кулон и счищаем патину на выступающих местах. Я делаю это при помощи полировальной пасты для хрома, а под конец прохожу гравером с латунной насадкой.

Wire Wrap. Кулон с варисцитом из посеребренной проволоки. Мастер-класс с пошаговыми фото

Доброго времени суток всем, посетившим страничку моего мастер-класса по созданию кулона с варисцитом в технике Wire Wrap. Сегодня я представляю вашему вниманию мастер-класс по работе в технике Wire Wrap. Все вы уже знаете, что техника Wire Wrap – это техника плетения из проволочки.

Да-да, именно сегодня я буду работать с проволокой, а вернее с посеребренной проволокой. Давайте сначала я расскажу вам, что за проволочки бывают и где их можно приобрести. Ну что ж, уже не единожды я упоминала, что приобрести специальную проволоку можно в Интернет магазинах. Как правило, в таких Интернет магазинах очень большой ассортимент проволоки.

Проволока бывает и медная и посеребренная, латунная, бронзовая, серебренная и даже позолоченная. Самой популярной в работе по изготовлению украшений в технике Wire Wrap считаются проволочки такие, как медная, посеребренная, латунная и серебренная. Проволочки бывают и различные в сечении и по виду. Сечение проволоки колеблется, как правило, от 2,0мм до 0,3мм.

Я работаю практически со всеми проволочками. Хочу отметить, что проволоки бывают круглыми, овальными, квадратными. Наряду с проволочкой в ассортиментах магазинов можно встретить медные и латунные листы и ленты. Из них создают изделия с чеканкой. Ну что ж, поговорив о разновидностях проволочках, можно приступить непосредственно к мастер-классу.

Что понадобится для создания кулона с варисцитом.

  • посеребренная проволочка в сечениях 1,0мм и 0,6мм.
  • натуральный камень варисцит.

Инструменты для работы с проволокой:

  • круглогубцы,
  • бокорезы,
  • плоскогубцы.
  • Ну, и, конечно же, огромное желание сделать не иначе чем шедевр.

Wire Wrap. Кулон с варисцитом мастер-класс.

Приступим к изготовлению кулона с камнем варисцит. Сначала подготовьте посеребренную проволочку в сечении 1,0мм три отрезка. Нам необходимо будет сделать три детальки-заготовки для кулона.

Загибаем проволочку в сечении 1,0мм согласно фото. Загибать нужно тихонечко и аккуратно. Спешка в загибании проволочки абсолютно не нужна.

Вторую детальку загните согласно фото. Соедините детальки, приложите их вместе.

Далее сделаем третью детальку. Загнём проволочку в сечении 1,0мм произвольно в завитки.

Приложим все детальки вместе. Должно получиться практически как у меня.

Теперь нужно взять проволочку в сечении 0,6мм. Её мы будем оплетать все детальки, соединяя их вместе. Закрепим проволочку 0,66 на одной из деталек и начнём плетение.

Читайте также:  Кулон "Первые яблоки": wire wrap пошагово с фото

Плетём прикрепляя все детали.

В конце плетения, проволочкой оплетём только лишь одну деталь и обрежем проволоку с помощью круглогубцев.

Прикрепим далее натуральный камень варисцит.

Кулон с варисцитом в технике Wire Wrap готов.

Прикрепим кулон к замшевому шнуру и носим кулон с удовольствием.

  • Источник: https://masterclassy.ru/
  • 05.06.2014
  • Просмотров: 5 022

Электронная книга “Лучшие мастер классы по рукоделию”.

Для того, чтобы получить книгу, вам нужно просто ввести ваш EMAIL и ИМЯ в форму ниже.

После этого нажмите кнопку “Получить книгу”.

Если Вам понравился наш сайт, выразите свое “спасибо” нажатием на кнопочки ниже:

Кулон в технике Wire-Wrap. Оплетение кабошона

Автор: Lady Anna (магазин мастера)

Сегодня я хочу предложить к Вашему вниманию мастер-класс по созданию кулона из кабошона* и проволоки. (прим. Кабошон – способ обработки драгоценного или полудрагоценного камня, при котором он приобретает гладкую выпуклую отполированную поверхность без граней; также кабошоном называют обработанный таким образом камень (С) информация из Вики)
То есть, освоив эту технику вы легко превратите практически любой камень в изысканный лаконичный кулон.

  • Кабошон;
  • Проволока диаметром 0,4 и 0,8 мм (может быть медной, латунной, бронзовой, посеребренной или даже золотой и серебряной);

По возможности к ним можно добавить более толстые/тонкие круглогубцы, плоскогубцы с силиконовыми наконечниками.

Приступим. Для начала отмотайте от связки толстой проволоки сантиметров 20, но не обрезайте. При необходимости выровняйте проволоку с помощью плоскогубцев с силиконовыми насадками. Важно: НЕ выравнивайте проволоку, проводя по ней круглогубцами или обычными плоскогубцами.
После оставьте кусок проволоки около 5-7 см для создания крепления кулона и с помощью утконосов создаём ровный не закругленный угол. После этого оборачиваем проволоку вокруг кабошона оставляя зазор в половину миллиметра. На конце с помощью утконосов делаем еще один “острый” угол и обрезаем проволоку на расстоянии 5-7 см.

Создадим верхний элемент нашего крепления. Снова отмотаем кусочек проволоки и выровняем его. После этого с помощью тонких круглогубцев, захватывая за самый край проволоки и проворачивая инструмент кистью, создаем изящный завиток. Укладываем проволоку по верху нашего кабошона, отступая от края внутрь около 0.5 мм. На конце проволоки также делаем завиток с помощью тонких круглогубцев.

Задняя часть нашего кулона будет выполнена в виде веселого человечка. Отматываем проволоку, выравниваем её, делаем завиток. Потом, с помощью круглогубцев формируем ручки и ножки человечка так, чтобы они касались края кабошона – это будет не только декоративная, но и функциональная часть. Отмеряем от “головы” 1-2 сантиметра и формируем завиток – “сердце”. Задник готов.

Складываем “бутербродиком”: Задник, кабошон, оправа, лицевая часть”. Отматываем тонкую проволоку – 0.4 мм диаметром. Выравниваем её с помощью силиконового инструмента, берем в руки “оправу” и начинаем её обматывать. Важно: помните, что прволока – не нитки и если она заламывается, путается, то лучше взять другую. Будьте внимательны при намотке. Не допускает заломов и узелков. Намотав 5 витков и примерив кабошон, убеждаемся в том, что зазор между камнем и оправой покрывается толщиной обмотки.

Начинаем приматывать переднюю часть оправы нашего кабошона. Для этого накладываем тонкую проволоку на переднюю часть и, отступая 1-2 миллиметра возвращаем проволоку на оправу. Делаем 5 витков, делаем два витка на передней части. Продолжаем плетение, следя за тем, чтобы витки ложились плотно друг к другу.

Не забываем про задник. В месте крепления задника к оправе приматываем его, захватывая тонкой проволокой сразу две – оправы и задника. Человечек держится за обод ручками и ножками. Продолжаем плетение “5 витков оправа – 2 витка центр”, не забывая примотать ножку в месте её соприкосновения с оправой.

После того, как центр кабашона внизу пройден, плетем со вставленным кабашоном. Плетем 5-2, не забывая примотать 2-3 витками вторые ножку и ручку. Кабашон оплетен. Осталось Оформить крепление.

“Переходим” в плетении на две параллельные проволоки. Плетем 3-3. Три витка на одной проволоке, переход на другую, три витка. Снова переход на другую, снова три витка. И так пока не достигнете желаемой длины крепления. На концах крепления с помощью круглогубцев формируем изящные завитки. Когда крепление готово, используем широкую часть круглогубцев для придания ему естественной. формы.

Вот так. Поправляем все неточности, ежели такие возникли в процессе работы и любуемся созданным шедевром.

Кулоны из медной проволоки можно и нужно патинировать, чистить и полировать для придания им эффекта “винтаж”, но это тема другого мастер-класса.

Надеюсь, что данный мастер-класс помог вам создать свой собственный кулон и вдохновил вас на творчество.

Разработка содержания и методики проведения серии мастер-классов по технике художественного плетения из проволоки «Wire wrap»

Мастер-классы являются одной из актуальных форм при формировании новых, углублении и совершенствовании имеющихся знаний и умений по любому виду декоративно-прикладного творчества. Особенно часто мастер-классы проводятся на разных уровнях системы художественного образования.

Следует отметить, что вопреки прогрессу во всех сферах современной жизни, декоративно-прикладное творчество, народные промыслы и ремесла не только не исчезают, но и активно развиваются. Одним из ярких современных видов творчества является техника художественного плетения из проволоки «Wire wrap».

Термин «Wire wrap» (от английского Wire – проволока, wrap – обертывание) имеет несколько значений. Wire wrap – техника изготовления предметов, украшений, аксессуаров из проволоки разных размеров с помощью специальных инструментов, путем составления различных узоров и плетения, с добавлением различных компонентов: натуральных и искусственных камней, бусин, бисера, металлической фурнитуры и других материалов [1.2]. Также «Wire wrap» – понятие, которым называют изделия, сплетенные или скрученные из проволоки.

Такие свойства проволоки, как гибкость и сохранение заданной формы, уникальны и позволяют, как никакой другой материал, создавать любую конструкцию без сложного оборудования.

В отличие от большинства других видов декоративно-прикладного творчества, технике Wire wrap свойственна доступность и малая цена расходных материалов и инструментов. При этом изделия смотрятся добротно, дорого и самобытно.

В результате поиска литературных источников, мы выяснили, что о технике плетения из проволоки нет учебных пособий, книг или брошюр. Существует несколько англоязычных журналов, предлагающих примитивное применение проволоки. У данного вида творчества нет устоявшейся системы понятий, терминов, технологических приемов. В настоящее время в сети Интернет существует большое количество рекомендаций мастеров по изготовлению изделий из проволоки. Кроме того, некоторые приемы не имеют названия, и каждый автор использует «свои» термины, что лишь вносит путаницу в систему понятий вида творчества.

Вышеперечисленные факты позволяют сформулировать задачи исследования: осуществление поиска, обобщение имеющейся информации и представление ее в виде системы знаний о технике художественного плетения из проволоки как виде декоративно-прикладного творчества; разработка серии мастер-классов по овладению этой техникой на примере выполнения изделий различных по назначению.

Систематизацию сведений о технике художественного плетения из проволоки (содержание) выполним на основе следующего алгоритма: сведения из истории, ассортимент изделий из проволоки, виды композиций, элементы и мотивы, материалы и инструменты для изготовления изделий, технологические приемы, этапы изготовления изделия.

Сведения из истории в обобщенном виде представим на основе содержания статьи «Плетение из проволоки и изделия из проволоки» (автор не указан) с сайта «Художественная чеканка и художественные изделия из металла. Травление металла, художественное литье, гальванопластика и ковка», [1.1]. Также отметим, что данная информация имеется и на других сайтах.

Создание изделий из проволоки – древнее искусство, возникшее в Египте примерно за 3 000 лет до н. э. В 2600 г. до н. э. проволока использовалась в Шумере для изготовления золотых и серебряных лент, которыми придворные дамы украшали свои прически. Постепенно это ремесло распространилось в Передней Азии и затем – в Европе.

Изначально «проволокой» служили узкие полоски, нарезанные из металлического листа. Их перекручивали, затем прокатывали между двумя плоскими поверхностями, чтобы сгладить острые кромки или спирально навивали на круглый сердечник.

Ныне проволоку производят волочением. Такой способ изобретен в Персии в VI веке до н. э., в Европе он появился в X веке н. э. Стальная проволока использовалась для изготовления кольчуг, щеток для чесания шерсти, для конской сбруи, цепей, рыболовных крючков и иголок. Золотая и серебряная проволока до этого времени выпускалась исключительно для производства ювелирных изделий. В средние века тонкая проволока применялась в вышивке. Изготовление золотой и серебряной проволоки процветало до Великой французской революции, после которой мода на вышивку золотом прошла, и эта отрасль промышленности начала приходить в упадок.

Из-за того, что железо ржавеет, очень немногие предметы из проволоки сохранились до наших дней. С XIX века для защиты проволочных изделий от ржавчины применяют лужение и покрытие черным лаком.

К середине XIX века с появлением паровой машины началось массовое производство проволоки, проволочной сетки. К концу века ассортимент изделий расширился от предметов домашнего обихода (венички, корзинки, вешалки) до фонарей и ограждений. Однако появление пластмассы привело к постепенному угасанию этого производства.

В начале XXI века проволоку стали использовать в декоративно-прикладном творчестве, которое активно развивается в Африке и Мексике. В Европе с возобновлением интереса к ручному творчеству художественное плетение переживает второе рождение.

На современном этапе о технике Wire wrap в России известно немного. Однако кольчуги изготавливали еще в Древней Руси, следовательно, умели изготавливать проволоку и делать из нее различные изделия.

Отметим, что если ранее проволока использовалось в военных, промышленных и бытовых целях, то на современном этапе применяется как материал и в декоративно-прикладном творчестве.

Одним из основоположников художественного плетения из проволоки является американский скульптор, дизайнер Александр Колдер (1898–1976 гг.). Он приобрел всемирную известность благодаря замысловатым фигурам из проволоки и «мобилям» – кинетическим скульптурам, которые приводятся в движение электричеством или ветром. Также он создавал плетеные украшения из золота, меди, алюминия с дополнениями из стекла, осколков керамики и пр. [1.3].

В настоящее время в мире множество мастеров создают неповторимые изделия из проволоки. Заслуживают внимания работы и российских авторов Е. Синельник, А. Ликратовой, А. Кустовой, М. Макаровой.

Анализ большого количества готовых изделий в технике плетения позволяет сделать вывод, что ассортимент изделий из проволоки очень широк. Это

предметы интерьера (мебель – кресла, столики, скамьи; абажуры, вешалки, занавески, корзинки, блюда, вазы и др.);

сувениры (подставки, держатели для украшений, статуэтки, интерьерные подвески, брелоки для ключей, закладки для книг и др.);

украшения (браслеты, кольца, серьги, броши, кулоны, бусы, ожерелья, цепочки, гребни, диадемы, короны, венцы, каффы, воротнички, пуговицы и др.);

аксессуары (сумочки, зонты, пояса, перчатки и др.);

историческая реконструкция (кольчуги);

малые архитектурные формы.

Изделия могут выполнять и эстетическую, и утилитарную функции (Илл. 1–4). Украшения составляют большую часть ассортимента.

Виды композиций, основные элементы и мотивы. В результате изучения ассортимента готовых изделий, выполненных в технике Wire wrap, мы выяснили, что они разнообразны по стилевому и цветовому решению.

Часто используются геометрические и растительные элементы и мотивы. Основными элементами являются спирали, завитки и плавные линии, из которых могут составляться узоры.

Композиции в изделиях могут быть абстрактными или изображать животных, людей, растения и др.; быть симметричными или асимметричными. Часто композиции выполняют в круге.

Цвет изделий зависит от цвета проволоки. Дополнения для декорирования изделия подбирают в сочетании с основным цветом проволоки.

Основным материалом для изготовления изделий в технике художественного плетения является металлическая проволока. Она бывает различных диаметров (от 0,2 до 5,0 мм) и сечений (круглое, полукруглое, плоское, квадратное, шестиугольное). Сочетание нескольких сечений в одном изделии смотрится выразительно. Назначение проволоки различных диаметров представлено в таблице 1.

Назначение проволоки по диаметру сечения

Диаметр, мм

Назначение

Используется для обмотки, соединения, закрепления деталей. Несет конструктивное и декоративное назначение

Используется для изготовления основных деталей изделия, а также может применяться для обмотки и соединения деталей

Используется для изготовления основных деталей изделия

Применяется редко, в основном для создания конструкции

По составу проволока делится на три группы: проволока из недрагоценных металлов; из недрагоценных металлов с покрытием из драгоценных металлов; из драгоценных металлов.

I группа – проволоке из недрагоценных металлов относятся:

медная проволока (пластична, не боится многократных сгибаний и разгибаний, легко режется кусачками; продается в специализированных магазинах по невысокой цене);

проволока из сплавов меди – бронзы и латуни (мягкая, пластичная; продается в магазинах, специализирующихся на металлопрокате);

алюминиевая проволока (очень мягкая, легко гнется руками, проста в обработке; имеет низкую стоимость; продается в различных магазинах);

стальная проволока (жесткая, прочная, хорошо держит форму; сложная в обработке; продается в специализированных магазинах);

нейзильбер – дешевый аналогом мельхиора (пластичен, но требуется опыт в обработке; продается в ювелирных мастерских).

II группа – проволока из недрагоценных металлов (обычно медь) с покрытием из драгоценных металлов:

проволока с серебряным напылением (пластичная, мягкая, однако покрытие тонкое; продается только в ювелирных мастерских и на специализированных сайтах);

проволока с наполнением золотом (пластичная, мягкая; имеют высокую стоимость; продается только в ювелирных мастерских и на специализированных сайтах);

III группапроволока из драгоценных металловзолота и серебра (очень мягкая; имеет высокую стоимость; продаются только в ювелирных мастерских и на специализированных сайтах).

Чаще всего при создании изделий в технике художественного плетения используется медная проволока.

Для украшения плетеных изделий применяют различные декоративные дополнения (бисер, бусины из различных материалов; кабошоны из камня и пластика; камни, минералы, дерево, металл, окаменелости; зубы, когти, кости, рога; запчасти от механизмов и др.). Они могут занимать главное место в композиции изделия или быть лишь завершающим штрихом.

Инструменты для изготовления изделий подразделяются по назначению (для формообразования деталей; для отделки деталей; для окончательной отделки изделий).

Для формообразования деталей используются:

– плоскогубцы, круглогубцы – для изгибания поволоки;

– ригель – металлический конус для изготовления колец;

– вигджик («ленивец») – доска с отверстиями с некоторым количеством колышек, которые можно вставлять в доску для составления узора. Позволяет изготавливать ровные витки, сложные узоры, одинаковые детали;

Для отделки деталей применяют:

– молоток – для уплощения проволоки;

– молоток для чеканки (с шаровидной головкой) – для создания фактур на поверхности проволоки;

– наждачная бумага – для обработки острых концов проволоки;

– волочильная доска (фильера) – доска с отверстиями различного диаметра. Используется для выравнивания плетеных круглых шнуров;

– горелка, либо паяльник – для создания шариков на концах проволоки;

– лимонная кислота – для удаления налета с проволоки;

– раствор аммиака, серная печень, акриловая жидкость – для искусственного состаривания проволоки.

Для окончательной отделки изделий понадобятся:

– бормашина (гравер) – ротационный инструмент, имеющий различные насадки для шлифования и полирования изделий;

– паста ГОИ – шлифование и полирование изделия.

Основные технологические приемы. Как было нами отмечено в актуальности исследования у данного вида творчества нет устоявшейся системы технологических приемов. Для решения задачи исследования мы осуществили поиск имеющихся в сети интернет технологических приемов. Проанализировав и описав их, составили классификацию, которая представлена в таблице 2.

Основные технологические приемы, их назначение


Следует отметить, что, нами представлена первая классификация технологических приемов по назначению приемов на разных этапах изготовления изделия: приемы конструктивно-декоративные для формообразования деталей; приемы декоративные для отделки деталей; приемы декоративные для окончательной отделки изделия.

Шести приемам мы присвоили названия (спиральная обмотка, сплошная обмотка, фигурная обмотка, ажурное плетение, простое отбивание, фактурное отбивание). Однако понимаем, что работу по расширению видов технологических приемов можно продолжить, так как многие из приемов представлены в таблице в обобщенном виде (например, кольчужное плетение и вязание имеют большое количество схем).

В результате анализа готовых работ, а также собственного опыта создания изделий в технике художественного плетения из проволоки нами разработаны основные этапы изготовления изделий:

– создание эскиза и описание изделия (продумывается конструкция и прорисовывается форма изделия и отдельных элементов с учетом основных и дополнительных материалов; уточняются размеры изделия, дополнений и места скрепления деталей);

– выполнение чертежа и разверток проектируемого изделия (при необходимости);

– изготовление основных деталей;

– отделка основных деталей (отбивание, патинирование при необходимости);

– изготовление дополнительных деталей;

– отделка дополнительных деталей (отбивание, патинирование при необходимости);

– сборка изделия (скрепление деталей с помощью обмотки или плетения);

– декорирование изделия (патинирование при необходимости);

– окончательная отделка изделия (шлифовка и полировка изделия);

Этот перечень подходит для большинства изделий, однако при создании конкретного изделия количество этапов и их порядок могут меняться.

Выше представленное нами содержание составляет основу мастер-классов по технике художественного плетения из проволоки, что является второй задачей нашего исследования. Планирование мастер-классов осуществлено с учетом соблюдения принципов обучения.

При подборе изделий для мастер-классов мы руководствовались методической установкой – при минимальном количестве времени усвоить достаточное количество знаний и умений, выполнив несложные изделия, для дальнейшего самостоятельного освоения техники.

Для проведения трех мастер-классов мы рекомендуем три изделия: кулон (плоскостное плетение), кулон (оплетение предметов), интерьерная подвеска (объемное плетение). Содержание мастер-классов представлено в таблице ниже.

Содержание мастер-классов

Результаты апробации мастер-классов. Данные мастер-классы апробированы в КОГПОБУ «Кировских технологический колледж» в группах студентов специальности «Дизайн в текстильной и легкой промышленности», «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий». В них приняли участие 16 человек. Результатом стали три изделия для каждого участника, созданные в технике художественного плетения из проволоки. По окончании мастер-классов с участниками и руководителями групп была проведена беседа, по результатам которой сделаны выводы:

– никто из участников раньше не слышал об этой технике. Wire wrap вызвал удивление у студентов и желание овладеть всеми технологическими приемами техники;

– на мастер-классах работа велась по готовым эскизам, однако две трети участников проявляли творческую инициативу, изменяя композицию изделия;

– руководители группы внесли предложение организовать в колледже спецкурс по технике плетения из проволоки для дизайнеров и конструкторов одежды. Полученные умения и навыки студенты смогут использовать для выполнения аксессуаров и дополнений для авторских коллекций одежды, которые ежегодно проектируют и воплощают в материале.

Таким образом, в результате исследования:

– представлены сведения о технике художественного плетения из проволоки Wire wrap в виде системы знаний, как виде декоративно-прикладного творчества;

– впервые разработана классификация технологических приемов,

– нами доказано, что техника художественного плетения из проволоки имеет большой обучающий потенциал (способствует развитию художественного и технологического мышления), поэтому целесообразна для включения в систему художественного образования (детей и взрослых).

– разработанные мастер-классы по технике Wire wrap также рекомендуются всем любителям декоративно-прикладного творчества.

Читайте также:  Кулон (капля): wire wrap пошагово с фото
Ссылка на основную публикацию